Мостпресс поинтересовался, чем жив малый бизнес в Севастополе в эпоху "звездных войн", и отобрал три истории, которые помогут взглянуть на жизнь с оптимизмом.


«Дауншифтинг» (от англ. «downshifting») – последние лет двадцать так называют философию «жизни на пониженной передаче», жизни в свое удовольствие без погони за материальными благами. Слово хоть и новое, сама философия древняя. Культивируемые ценности: возможность саморазвития, единение с природой, общение с семьей, достаточное время на хобби. 

До недавнего времени география проживания сторонников и популяризаторов "downshifting" в нашей стране по ряду причин ограничивалась мегаполисами – Москвой и Петербургом. Как выяснилось, теперь ряды сообщества стали массово пополнять отдельные категории жителей еще одного города федерального значения. Большинство из них оказались в тренде, сами того не подозревая, попав туда особым образом и не по собственной воле. Но нет худа без добра. 

МостЪpress исследовал, как в условиях новых политических, юридических и экономических реалий в синтезе с пробуксовкой принятия ряда региональных законов живут, включив пониженную передачу, представители малого бизнеса Севастополя. 

 

 План Б

В ушах звенит от жары, раскаленный воздух, кажется, липнет к телу. Знойный летний полдень – не самое романтическое время для прогулок по набережной, где нет спасительной тени. Позади остался почти весь Приморский бульвар, а от причала под Синопским спуском отделяет сувенирный рынок, что за пазухой у Дельфинария. Размер имеет значение. И место...

У большинства владельцев маломерных судов – «лодочек», «яхточек», «плавучих диванов», приписанных к этим, не самым доходным местам стоянки, «тихий час».  Александр дремлет, сидя под навесом в кормовой части своего «прогульщика».

Представляюсь, докладываю обстановку, прошу разрешения взойти на борт. С юмором у капитана порядок, с настроением, как ни странно, тоже: он доброжелательно улыбается в ответ и лениво протягивает через борт руку, чтобы помочь мне подняться.

 –  Если пресса, значит, что-то случилось. А у меня все хорошо. Если надо, чтобы «все плохо», то вы еще чуть вперед пройдите. 

Фото: Анна Петрова

Начало повеселило. 

 Ничего не случилось. Я же говорю: хожу правду ищу. И у каждого она своя. А какая у вас? 

– Правду? Скоро День освобождения Севастополя. Знаете такой? Это 25 августа. Так у нас его называют. После него приезжих, как не было: отпуск закончился, детям в школу – никого. Тогда катера тут выстраиваются вдоль набережной, и тишина. Вообще в это году и так негусто, это и по пляжам видно – вон напротив, смотрите. Хотя этот, конечно, не показатель. Для местных «Хрусталка» – не пляж: рядом с катерами да кораблями. Обычно здесь туристы купаются потому, что близко от центра, ну и пенсионеры. И все равно людей мало сейчас.  

– Ну и как вам работается, наладилось уже в целом?

– Нормально. Ограничений стало много. У пограничников ограничения по выходу ужесточились. Если при Украине мы могли круглые сутки ходить, то сейчас только от рассвета до заката. Солнце село – все. Хотя у нас и огни, и радиостанция на борту, но такие требования у России. Ну и отлично, теперь есть законное время на здоровый сон.

Техосмотр теперь каждый месяц проходим. Раньше проходили раз в год. Проверка проводится на наличие спасательных средств, технического состояния судна всего прочего. Сроки заканчиваются – раз в год надо проходить освидетельствование спасательных жилетов. Все жестко.  

– И что, никак не договориться в случае, если что не так?

– А зачем? Кого я обману? Я так рассуждаю: уважаешь ты клиентов или не уважаешь – разные попадаются, – но на борту у тебя должно быть все в наличии, все должно работать. Потому что это море, это стихия, всякое может случиться. У меня всегда полный порядок. Если ты сам поддерживаешь судно в нормальном состоянии, то и проблем у тебя не будет никаких.  

Фото: Анна Петрова

Да и вообще я человек законопослушный, мне неприятности не нужны. И штрафы тоже. Поэтому для меня ничего не изменилось по сравнению с «украинским» периодом. Как работал, так и работаю. Я на пенсии и делаю то, что мне нравится, в свое удовольствие.

Сейчас вот перерегистрировались уже все по новому законодательству, теперь лицензии получаем – но там целая эпопея. Все сложно. Лицензирование продлили до 1 сентября. Власти, вроде, что-то решают. Но, что дальше будет, пока неизвестно.  

– Не боитесь, что будет не так, как хотелось бы?

– А чего бояться раньше времени? Надо не бояться, а работать, пока возможность есть. А она сейчас и есть. Зарабатываешь только летом, и то, по сути, только с июня до середины августа. Все. И надо, чтобы до следующего сезона хватило и на себя, и на катер. Надо заплатить за стоянку, за инспекцию, за ремонт, оплатить все налоги – торговый патент, пенсионный, все прочее. К сезону плавсредство надо подготовить. Комплектующих у нас здесь, правда, хватает, ниоткуда везти не надо.  

– А какая рентабельность сегодня вообще в вашем сегменте бизнеса, так сказать, туристического? Туризм нынче в почете. Правда, больше патриотический, экологический. 

– А у нас экологично и патриотично все, между прочим. К берегам Херсонеса выходим, о нем есть что рассказать, вы знаете. По бухте возим мимо военных кораблей, об истории города рассказываем, о флоте. Так что... У отдыхающих есть свой план – План А. У нас свой – План В. А выходит по итогу План С. И так всегда выходит и во всем.

Рентабельность у всех по-разному. Есть, у кого никакой рентабельности нет, и к следующему сезону в долгах. Расходная часть у меня в среднем выходит где-то 50%.  А доход… Доход может быть и 20 тысяч, и 10, и 5, и 3 в день – по-разному. Бывают дни, что и вообще ничего. Многое, конечно, от стоянки зависит. Хотя важно еще, как вообще относишься ко всему.

Нелегко, ну так что теперь? Как в анекдоте, помните: «А как вы расслабляетесь? Да я не напрягаюсь». У кого как, а я решил так. Море, солнце, ноги-руки целы – живи и радуйся, работай. 

Заработал – хорошо, не заработал – нормально. Что я могу изменить? Ничего, ведь так? Пока так. Ну, тогда давайте лучше посмотрим, какое красивое сегодня море. Нет, правда, гляньте...  

 А, нет, все. Уже не смотрим – пассажиры. План Б... Вам удачи! Не провожаю, ок? :) 

 

Виртуальный успех 

Письма. Похоже, он, наконец, научился их быстро оформлять и отправлять адресату. Это успех. Кроме шуток, настоящий успех. Еще неделю назад дважды отправил письмо не тому. Потом тому, но не то письмо. А потом случайно удалил все, что написал. Напасть какая-то с этим интернетом... 

Рассказывает, а сам конфузливо улыбается: немножко стыдно за себя, такого "динозавра": «Новые времена, а я все никак не приспособлюсь. С интернетом, когда было надо, мне другие помогали. Интересно, конечно, было самому научиться, да как-то все некогда было. Все работа».

Саныч – так называют его друзья и знакомые – больше двадцати лет посвятил багетному делу. Поднимал и развивал от кустарного производства и "разжился" в конце концов собственной небольшой мастерской. 

Иллюстрация: © AVortep

Этот предприниматель из 90-х в стереотипный образ заматеревшего бизнесмена той закалки никак не вписывается. Несмотря на опыт, знания и широкую известность в узких кругах, – неформат. Иначе давно бы уже сменил несколько машин да прикупил бы этаж (а то и два) на «кольце» или вообще хоть где-нибудь что-нибудь прикупил бы. А он все переезжает с место на место. В прошлом году вот опять пришлось съезжать: аренда в центре оказалась не по зубам.

– Сейчас у нас здесь аренда выше, чем в Москве и Петербурге. Очень все подорожало – в два раза, даже больше уже, если ориентироваться по доллару, к нему привязано. Для сравнения: несколько лет до возвращения Севастополя в Россию я арендовал помещение 50 "квадратов" в самом центре города, на ул. Ленина. Платил 400$ в месяц. В гривнах это было тогда чуть больше 3000, примерно такая же была средняя зарплата по городу.

После того, как в прошлом году цены взвинтились, мы сразу переехали. Сейчас располагаемся в помещении – почти час езды от центра, если на автобусе, Гагаринский район. Площадь 60 м. кв.. Знаете сколько обходится? 50 тысяч рублей, то есть почти 1000$... Учитывая, как идет работа, мы еле сводим концы с концами.

– Совсем плохо все?

– Нет, не совсем. Иначе мы бы закрылись. Но нехорошо, мягко говоря. Средняя выручка в день в нашем деле 3-5 тысяч. То есть, считайте, доход в месяц от 90 до 150 тысяч. А расходная часть выходит 100-150 тысяч. И это без материалов. То есть 50 тысяч – аренда, 5 тысяч – коммуналка, 5-7 тысяч – производственная часть отнимает, плюс налоги и зарплата – у меня в мастерской три работника...

Пережидаем период. Существуем за счет того, что остается еще запас материалов, который был завезен раньше. Какое-то время протянем. Многие, у кого малый бизнес, так здесь и выживают пока. Мы еще ладно, как-то держимся, а вот живопись вообще не продается. Художникам сейчас очень тяжело, я даже не знаю, как они выживают. 

– Так вы вообще закупок не делаете? 

– Редко. Мы работаем с Москвой, со столичными производителями уже по 15-20 лет. Это проверенные компании. Но теперь наш мелкий бизнес для них стал, как бельмо. Почему, объясню. Раньше они поставляли в Украину крупным оптом. А теперь доставляют в Крым, нам в Севастополь мелким оптом. И мелкий опт им не интересен, не выгоден просто: надо комплектовать этот маленький ящик, отправлять его – большая у них затратная часть выходит. Вот и получается: поставщики те же и материалы те же, но стоимость этих материалов теперь в среднем возросла на 20%. Полюс транспортные услуги подорожали, стоимость доставки увеличилась где-то на 15-20%.

–  Через Керченскую посылки идут сюда?

– Да. Хотя некоторые вещи не знаю, как объяснить. Последний раз за доставку коробки багета из Краснодара в Севастополь мне выставили счет 3.200 рублей. А от Москвы до Краснодара стоило 800. Что там на переправе происходит, не знаю. Но уже есть и позитив: сроки стали налаживаться. Уже укладываются в неделю, максимум в 10 дней, а первое время приходилось и по три недели ждать.

– И чем местная власть, по-вашему, в состоянии помочь? Многие проблемы не локальные.

– Думаю, власть должна взять в свои руки вопрос регулирования арендной платой. Нужно сделать фиксированной арендную ставку, исходя из каких-то критериев. С субарендой что-то решить, здесь тоже не понять что. Создать такие условия на законодательном уровне, чтобы не выгодно было собственникам сдавать площади по завинченным ими самими ценам. Что-то надо предпринять, чтобы помочь выжить таким, как мы. Должны быть какие-то решения. Пока ждем. 

– А есть альтернативный вариант, как вести ваш бизнес дальше? Об Интернете думали?

– Вот как раз сейчас и думаю. Изучаю. Теперь, хочешь не хочешь, надо определяться, как все организовать. Конечно, мне в этом вопросе помощник нужен будет. А пока я сам первые успехи делаю: мое письмо вы же получили? 

– Да :)

В шоколаде

Об открытии своего бизнеса сегодняшний владелец магазина в центре Севастополя, мечтал давно. «Кофейную тему» выбрал просто потому, что сам был и остается гурманом-кофеманом. Перепробовал несчетное количество разных сортов, прочитал множество книг и статей, посвященных любимому напитку и его производству. Изучив рынок, решил рискнуть, и за последние 5 лет "с нуля" построил свой маленький мир, оформив его в оригинальном узнаваемом стиле и наполнив особенной атмосферой.

О кофе он знает все. Ну, или почти все: достаточно, чтобы каждый раз при встрече рассказывать вам что-то новое о странах кофейного пояса, традициях сборки, особенностях обжарки, правилах заваривания разных сортов, вкусовых отличиях в зависимости от условий сбережения и многом другом. Рассказывает ненавязчиво и увлеченно в окружении винтажных полочек, заставленных ароматными баночками, корзиночками, пакетиками, бережно и изящно оформленными с видимой любовью к делу. А вот о преследующих его последний год трудностях, разрушающих многое из того, что воодушевленно строилось, кофейных дел мастер говорит с неохотой. Но все равно выходит интересно.

Фото: Анна Петрова

– Времена непростые, но вам же как-то удается их перетерпеть и продержаться. Используете особые рецепты?

– Сейчас в моей жизни происходит ряд событий, которые радуют и вдохновляют. Они связаны с семьей, с детьми. Стараюсь больше думать об этом. Да и на работе тоже, несмотря ни на что, есть позитивные моменты: теряется одно, появляется другое. Может показаться, что я бодрюсь. Наверное, так оно и есть. Но это лучше, чем опускать руки. 

– А есть такое, что определенно не радует и не вдохновляет?

– Есть, например, аренда. 50 квадратных метров, которые я арендую под магазин здесь в центре, обходятся мне в 100 000 рублей. Такая же площадь в Петербурге, на Невском, стоит 80 000. Этому есть объяснение. Севастополь – не такой большой город, и центр, соответственно, небольшой. Поэтому здесь практически нет конкуренции в среде арендодателей. Некоторые приехали из больших городов и скупили здесь площади, задав свой порог цен. И фактически на местном уровне этот вопрос никак не регулируется сегодня, чтобы изменить ситуацию.

– А что касается товара... Большинство предпринимателей объясняют подъем цен на товары и услуги просто: доллар вырос – аренда взлетела, доставка стала дороже, сам товар дороже и прочее-прочее. Вы не исключение – все, как у всех?

– Все, как у всех, но у всех есть свои нюансы. Все мы понимаем, что любой предприниматель заинтересован в получении прибыли. Но единого алгоритма, как развивать дело, нет. Каждый определяет его для себя сам. 

Сразу после Нового года и уже ощутимого тогда подъема цен, который, естественно, отразился на покупательской способности, я занялся поиском нового алгоритма, который позволил бы удержаться и двигаться дальше. Нужно ведь не просто сохранить бизнес, но и имидж магазина. То есть сделать максимум для того, чтобы сохранить доверие и удержать существующих клиентов и заинтересовать новых. Отказываться от помещения в центре я не намерен. 

Кофейный пояс
 

Все годы работы я сотрудничаю и с российскими, и с немецкими производителями. Вид моей деятельности априори не может ограничиваться исключительно Россией. Хотя бы потому, что чай здесь практически не растет. А чай у меня тоже представлен. Смесовый чай вообще можно купить только в Европе.

Немцы специализируются на чаях с добавками и вообще занимают первое место в мире по купажу и продаже чая. И, конечно, немцы очень ценятся в Европе и у нас за мастерство обжарки кофе. А качество обжарки – самый главный фактор, определяющий цену. 

Тем не менее, я хочу сказать, что так называемое "европейское качество" кофе – это миф. В той же Германии делают как хороший, так и плохой кофе. При этом в России были и есть компании-производители, способные представить на рынок продукт, равнозначный высококачественному немецкому. 

 

И вот недавно я нашел решение. Мне удалось определить одного российского поставщика – с ним я раньше не работал, – я изучил продукт, и его кофе мне очень понравился. То есть, урожай собран там же, где заказывают сборку и мои компаньоны из Германии: это плантации Бразилии, Индии, Эфиопии, Колумбии, Кубы. При этом обжарка зерна у этого российского поставщика очень достойная, качество идентично немецкому. Но одно дело – мое мнение, и совсем другое – мнение покупателя. Так вот, если этот кофе по итогам проведенных мной опросов и исследований люди одобрят, он им понравится, то я поменяю всю линейку. За исключением нескольких немецких позиций, которые не присутствуют у россиян, и на которые есть и остается спрос. По прежнему будут представлены позиции кофе со всех регионов пояса.

Так люди останутся довольны приемлемой ценой и качеством, а мне, я рассчитываю, удастся поставить бизнес на новые рельсы, отвечающие сегодняшним реалиям по всем параметрам.

– Наши власти декларируют сегодня поддержку малого и среднего бизнеса. Новый региональный закон "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей" должен чем-то помочь, когда, наконец, вступит в силу, как думаете?

– "Закон об Уполномоченном..." – не знаю, не очень в него верю, хотя, может, и зря. Но как-то больше привык рассчитывать на себя. А вот закон "О налоговых каникулах", принятый на региональном уровне, знаю, что многим бы облегчил жизнь. А вообще, думаю, что ничего не изменится до тех пор, пока не изменится отношение самих людей ко всему: к законам в том числе, к окружающим, к себе самим и к своему труду, в первую очередь. Все это имеет прямое отношение к алгоритму, о котором я уже говорил.

Последнее время много читаю – изучаю технологию производства шоколада и все, что с ним связано. Сейчас, в том числе из-за того, что поток клиентов уменьшился, и образовалось больше свободного времени, появилась и возможность потратить его на увлечение этой темой. Пока просто знакомлюсь: интересно. Но в планах серьезно заняться этим направлением.

– Все будет в шоколаде?

– Будет, если хотеть и делать... А пока, может, кофе? :)