Это был как раз тот случай. Редкий и неуютный. Когда ты сидишь перед человеком, который в два раза младше тебя, и в какой-то момент осознаешь, что из того, что он только что сказал, ты не понял и половины. 

«Здесь производится контроль искусственной среды, полный контроль биологического цикла в руках автоматики. Знание, где и что делать, позволяет создать то, что нужно. Знаешь абсорбент, который контролирует рост водорослей, помогая бороться с ними, знаешь, какое излучение, лампы обеззараживают воду, и так далее – собираешь, подключаешь, запускаешь, и это работает. Главное, правильно собрать. Никаких чертежей я не делал, разве что вымерял шланги. А так просто анализировал и собирал, зная, что должно получиться». 

История о том, как Александр восьми лет от роду принялся за создание системы фильтрации воды в аквариуме, позволяющей в течение трех лет заботиться исключительно о кормлении рыбок, и больше ни о чем, стала для меня одной из самых доступных для понимания: здесь почти обошлось без терминов. Система, кстати работает. Осталось запатентовать. Но с этим он не спешит. Есть дела поважнее.

Кафедра физики старейшего в Севастополе и крупнейшего в Крыму вуза – Севастопольского государственного университета, созданная в 1961-м году, в конце 90-х претерпела серьезную трансформацию. «Эволюционировала», – как сказал бы Саша, если бы сам взялся сам готовить эту статью. 
Во многом благодаря человеку, возглавившему кафедру больше 20 лет назад, – академику Республики Крым, члену Нью-Йоркской академии наук, профессору Лондонского университета, профессору Алексею Веселкову, создавшему на ее базе научную школу в области молекулярной биофизики, уже на стыке тысячелетий отсюда стали выпускаться студенты-физики со специализацией «Физика биологических систем». Ее и выбрал для себя Александр Крыховецкий. В качестве старта. Ведь впереди – работа над вечным двигателем, совершенствование искусственного интеллекта и, не исключено, – открытие секрета вечной жизни. Учебой и работой в одном городе это, понятно, не ограничится.
Парню 18. Его увлекают технологии, естественные возможности мозга и искусственного интеллекта. Потом, как бы между прочим, он заинтересовался химической физикой многокомпонентных органических систем. Еще он в теме печати фотографий термосублимационным методом... Какие уж тут шутки. Все началось давно и абслютно серьезно.
 

 Абсолютный технарь 

С чего началось? Не помню. Просто однажды стало все интересно. Я с детства очень увлекался наукой, лет с пяти. Интересовало все – технологии, биологические системы, органические системы, физика. С удовольствием смотрел телепередачи «Как это работает?», документальные фильмы о космосе и том, как люди занимаются наукой. Все это затягивало меня, заставляло думать и понимать, вызывало еще больший интерес. Уже больше десяти лет я во всем этом живу, все это для меня очень серьезно.  

В 7-8 лет я ставил свои первые серьезные эксперименты, и стал работать над своими первыми изобретениями. Например, в восемь лет я начал делать систему фильтрации воды для аквариума, которая была собрана по научному методу, правильно технически. Вышло все идеально. Ну а, что внутри, долго рассказывать, да и говорить не буду. Авторское право, знаете ли. Я собираюсь запатентовать изобретение. Но система еще не до конца готова. Она должна отвечать требованиям дня сегодняшнего. На рынке постоянно появляются абсорбенты, наполнители, помпы, которые позволяют все улучшить. Я вернусь к этому, как только закончу учебу в институте.

Определяющим при выборе профессии стало желание больше знать, чтобы понять, и использовать знания, чтобы помогать людям. Ближе к концу 8-го класса я понял, что физика – это мое, я абсолютный технарь, и этим нужно заниматься дальше и больше. В детстве я больше всего любил копаться в электронике, любил конструкторы «Lego», много чего из техники разбирал и собирал. Мечтал собрать вечный двигатель. Я и сейчас об этом мечтаю. Ничто на самом деле не мешает его создать. Главное – захотеть. Зачем? Ну, хотя бы затем, чтобы подключить к нему генераторы, и получить бесплатное и «бесконечно-вечное» электричество. Это одна из моих целей. И еще сделать так, чтобы человек жил вечно.

Кадр из фильма "The-Matrix". Источник: wuzzup.ru

Я понимаю, что все это – синтез мечты, фантазий, фантастики, технологий. Но ведь все мы знаем, что то, что раньше называлось магией, сейчас называется наукой. А значит то, что мы называем магией на данный момент, завтра войдет в базовые учебники по моей специальности. Электричество тоже когда-то было магией. Технологии не стоят на месте. Сейчас, например, создаются очень тонкие, как бумага, мониторы, которые могут гнуться. Как-то так, если помните, выглядели страницы волшебной книги в фильмах о Гарри Поттере. Все это – реальность завтрашнего дня.   

Техническая информация мне просто необходима, я всегда ощущаю в ней нехватку. Хотя я, конечно, читаю и другие книги помимо институтской программы. Но из литературы мне больше по душе чисто техническая – я ее читаю, как другие, наверное, читают художественную. Люблю «приближенную, земную» космическую фантастику, там, где рассматривается «недалекое реальное». Как пример – фильм «Матрица». Там же ведь все наука, наука будущего. Мне интересно то, что можно рассматривать как завтрашнее научное достижение, открытие в области технологий. Классику тоже люблю, особенно комедии и трагедии. Там тоже есть, о чем поразмышлять с научной точки зрения.  

Еще я люблю фотографировать. Но и здесь мне больше нравится скорее изучать процесс, чем наслаждаться результатом. Есть у меня одно детище и второе увлечение, помимо физики, – это фотостудия и фотолаборатория. Мама писатель и издатель. Это ее вотчина. Но все здесь настроил я сам. Это, конечно, не так серьезно, как система для аквариума. Но тоже серьезные технологии. Тут же нужны знания механизмов формирования изображений, настройки параметров для печати, проявка пленки, оцифровка, печать фотографий термосублимационным, струйным, фотохимическим и другими методами и так далее. Можно ведь купить обычный струйный принтер, вставить не тот картридж, чернила, что-то еще, начать печатать фотографии и потом удивляться, почему там, на мониторе, изображение красное, а тут, на бумаге, оно кирпичное. Я знаю, что там внутри, и как работает, что за чем следует и как взаимодействует. Опять физика, ну, и химия. Анализируешь – получаешь. Интересно. 

Главное ведь, что есть в науке, на мой взгляд, это, выражаясь простым языком, целевой анализ – анализ цели, то есть чего ты хочешь этим добиться, и стратегический анализ – анализ того, что надо делать, и принятие соответствующих ситуации решений. И тут без глубоких знаний никак. Поэтому вопрос о том, что мне нужен институт, и не один, даже не ставился под сомнение. А вот с выбором, да, были проблемы.  

 

«По щучьему веленью ... »

 Для себя разделяю студентов как минимум на три категории. Первые – это те, кто хотят этого и стремятся. Вторые – те, кого заставили поступить родители. Третьи – те, кто поступил, пройдя на бюджет, просто ради того, чтобы учиться бесплатно, и неважно при этом, на какой специальности. Возможны, конечно, и варианты. И это как раз мой случай: с одной стороны, я хотел дальше заниматься именно физикой, с другой – меня подтолкнули.

Дело в том, что меня и раньше посещали мысли о том, что интересно было бы заниматься трансплантологией, нейрохирургией. Химическая физика многокомпонентных органических систем меня увлекала, естественные возможности мозга, искусственного интеллекта, биодвигатели. Я много читал на эту тему, немножко даже уходил уже в медицину. И вот возникли метания определенного рода. И когда пришло время поступать, а я все не мог сделать выбор, то тут мама уже разозлилась. Ну, как разозлилась. Она давно говорила: "Ты определись уже, наконец: то ли двигатели строить, то ли лечить!"

Я уже упоминал, что мама писатель, но тут стоит сказать, что она, прежде всего, по специальности клинический психолог. Так что спорить с ней бывает бесполезно, просто бессмысленно (Смеется). Да и зачем? Аргументы ее действительно были весомыми. Собственно, благодаря ей я и сделал выбор. Первый выбор. Ведь, на самом деле, я и сейчас до конца не определился, чем конкретно хочу и буду заниматься в узком смысле. Поэтому дома с родителями мы посоветовались и решили, что 4 года базовой физики, тем более биофизики, мне не помешает, а там дальше будет видно.  

Севастопольский государственный университет. Фото: sevsu.ru

При выборе вуза руководствовался тем, что пока хочу учиться там, где ближе. Главное ведь преподаватель и то, как ты сам относишься к тому, что изучаешь. Для кого-то поступить на физику – это "садомазо", как сказал мне как-то один знакомый. Но я-то хотел заниматься чем-то редким, сложным и полезным. Выбрал Севастопольский государственынй университет.

Сдал ЕГЭ – обязательные русский и математику, еще выбрал физику и биологию. При поступлении в университет сдавал еще раз математику. Мог бы и не сдавать, сам себе устроил дополнительную проверку. Я знал, что напишу. Были, конечно, и те, кому удавалось списывать, пока педагоги отворачивались. Так было и будет. Я делал все честно, все решал сам, еще и помог. И мне совсем не было обидно, что и они прошли, и я прошел. Что мы, вроде как, одинаковые по итогу стали. Они – не я.

Первый курс – это фильтрация, сортировка. Уже во втором полугодии курса начинается специальность, серьезная работа. И тут уже все становится понятно. Кто стремится к тому, к чему сюда пришел, останутся. Кто "не отсюда" –  вылетят. Меня больше беспокоит то, что мне даст эта учеба. Я много задаю вопросов, и иногда вижу, что надоедаю педагогам – им не до меня уже давно: нас много, дел много; бывает, в пол-уха меня уже слушают. Но мне же интересно! Наверное, тут еще наследственность как-то влияет: прапрадед мой преподавал в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, прадед и дед в нем учились. Так что с физикой в нашей семье много было связано. Наверное, накопилось и много вопросов (Смеется). 

После СевГУ я буду опять поступать. Может, это будет и Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, может, что другое. Трудно мне пока сказать. Так или иначе, второй мой вуз тоже будет в России. Учебу и работу за рубежом я не рассматриваю. По крайней мере, пока. Хотя не так давно были перспективы уехать в ознакомительную поездку, и, думаю, остаться там учиться было бы реально.

Как-то после очередной моей публикации-комментария на одном техническом форуме мне написали из "OCP". Компания приглашала меня к себе, на экскурсию в Германию, на завод чернил. Мне тогда было 16 лет. Были и другие предложения. Я никуда не поехал. Я и сейчас не поехал бы. Не хочу. К тому же не очень дружу с иностранными языками. Вообще, можно сказать, что не люблю я их, и учить серьезно пока не тянет. Когда придется для того, чтобы что-то по специальности, например, читать, тогда и будет видно. А пока все эти вопросы вторичны. Так же как вопрос создания семьи, который мне иногда задают родители и знакомые. И вот вы вначале разговора спрашивали. Я об этом не думаю. Решающим фактором здесь для меня является время.

Время – единственное для нас измерение. Если человеку хватает "его времени", "его измерения", и он успеет заниматься и любимым делом, и семьей, и еще чем-то – это одно. Если не хватает – он должен делать то, что считает наиболее для себя важным. Так и в учебе, и в работе, и во всем. Свои приоритеты я на сегодняшний день расставил.