6 фасадов домов, 3 троллейбуса, 1 уличная скульптура-инсталляция и десятки работ, представленных в рамках 5-ти художественных выставок. Такими стали результаты Первой международной биеннале уличного искусства, завершившейся на днях в Москве. Лучшие художники из 15-ти стран, работы которых успели стать признанными достопримечательностями в разных городах мира, имели возможность не только продемонстрировать широкой публике свои таланты, но и привлечь к созданию объектов Street  Art молодежь. 
 
Масштабное мероприятие, длившееся два месяца, стало возможным в частности благодаря содействию чиновников – Департамента культуры города. Этот факт, а также появление в этом году в Севастополе первых крупномасштабных рисунков на стенах домов навели на мысль, что уличная живопись идет к нам, причем местные власти намерены если не способствовать этому, то, по крайней мере, не мешать. Готов ли город и люди к новому для местных реалий веянию, где следует искать тонкую грань между вандалом и художником, и существует ли она. Ответы на эти и другие вопросы я искала несколько недель, и они вот-вот должны были лечь в основу новой статьи. Как вдруг случилось то, что едва не перечеркнуло всю работу. Дальше было еще интереснее.
 

 

Здравствуйте, разговор закончен

Автор: Доброе время суток, X. Спасибо, что откликнулись. Я журналист. Готовлю статью о граффити в нашем городе. Знаю, что Вы общаетесь с людьми, которые увлекаются граффити. Могли бы Вы помочь мне встретиться с кем-то из них?

X: Добрый день. Да, у меня есть несколько очень хороших знакомых, но вопрос, захотят ли они давать интервью и раскрывать свою личность. Я дам ваш контакт, они сами напишут.

Автор: Спасибо, X. Можно просто имя.     *****

X: Анна, к сожалению, я не смог найти моего знакомого райтера. Он был у меня в друзьях во ВКонтакте. Потом переехал в другой город и, скорее всего, сменил имя и фамилию в профиле. Целый день пытаюсь его найти, но безуспешно. Сожалею.  

Автор: Да, досадно.

 "Pulp fiction". Banksy. Репродукция в Севастополе. Фото: Анна Петрова

Попытка приоткрыть дверь за семью печатями в "братство" севастопольских граффитистов через их окружение, чтобы побеседовать "о вечном" в искусстве уличной живописи, на этот раз потерпела уже предсказуемую неудачу. Не оставалось сомнений: поклонники одного из самых известных сегодня художников-хулиганов – Бэнкси (Banksy), кроме прочего позаимствовали у своего кумира тактику в общении с прессой: не общаться. После коротких, к слову, всегда вежливых, но малосодержательных реплик, до которых снисходили они в соцсетях, диалог всякий раз обрывался ничего не обещающей паузой, означавшей одно: "Разговор закончен". Ситуация выглядела забавной. Возможно, в словах моего собеседника не было и слова неправды. Тогда почему разговор был так удивительно похож на все предыдущие, когда другие молодые люди, имевшие к началу нашего знакомства много друзей-райтеров (райтер – "граффити-художник", сленговое от англ. "write" ), к моменту следующей встречи теряли их всех?  

"Mona Lisa rocket launcher". Banksy. Репродукция в Севастополе. Фото: Анна Петрова

Что ж, готовя эту статью, я на ставила цели, подобно Клаудии Джозеф, целый год охотившейся за настоящим именем Бэнкси, раскрыть личности севастопольских райтеров. Впрочем, когда кто-нибудь из них исполнит нечто авторское, сравнимое с этим по глубине драматизма, степени символизма и тонкости иронии, в этом, возможно, появится необходимость. Или не появится, в случае если, достигнув определенного уровня, они сами решат выйти из тени. 

Street Art от художника Banksy. Фото из Сети. 

 

Художник художнику рознь 

 – Мне кажется, Вы путаете понятия: "Стрит Арт" и "граффити"

 Алексей Кислов вышел со мной на связь очень вовремя. Как раз тогда, когда я едва не обобщила результаты своих исследований, сделав вывод, что севастопольские граффитисты, как и все уличные художники, скрытны и неприветливы, что это парадигма субкультуры, в которой заключается весь идейный смысл их "партизанской" деятельности. 

Нет, выводы странныеЕсли Вы разберётесь в понятиях, потом определитесь, с кем пытаетесь общаться, причина отказа, уверен, будет ясна".

Имя севастопольца Алексея Кислова последние несколько лет известно далеко за пределами города и страны. Его работы в жанре монументальной живописи, уличные рисунки символического характера с использованием сюрреалистических образов сегодня можно увидеть не только в России и Украине, но и в Германии, Польше, Франции, Израиле, Соединенных Штатах. Среди них – как плоды творческих коллаборации с отечественными и иностранными художниками, так и суть авторские работы. Некоторые поклонники творчества Кислова сравнивают его ранние работы с произведениями Сальвадора Дали. 

Автор: Алексей Кислов

Путь в Искусство Алексей Кислов начинал с граффити-надписей, позже перейдя к образам и сюжетам. Однако мое предположение о том, что все добывшие известность уличные живописцы формируются из вчерашних хулиганов-граффитистов, устраивавших ночные сходки для "пробы пера" на стенах домов, художник сразу опроверг: путь у все свой, как и кумиры и стили.

Граффити – это субкультура, – объясняет художник. – Да, оно появилось на Западе. О причинах его популяризации у нас можно рассуждать до бесконечности. Граффити по всему миру мало чем отличается. Концепция одна. Хотя есть ряд художников граффити, работы которых имеют неповторимый колорит.

Тут мне опять вспомнился Бэнкси, но я прогнала эти мысли, чтобы ничего не пропустить и снова не запутаться.

Деятелей Стрит Арта в Севастополе можно пересчитать по пальцам, оформившихся – по пальцам одной руки. Стрит Арт – это искусство на улице. Остаётся разобраться только в том, что называть искусством.

По мнению Алексея Кислова, уличная живопись не только должна нести информационный посыл людям, но и гармонично вписываться в пространство. При этом она все равно не может, да и не должна, нравиться всем, как и не призвана украшать. "Искусство вообще не призвано  украшать, – говорит он. – Оно призвано заставлять думать и чувствовать".

Автор: Алексей Кислов

Большинство работ талантливого севастопольского стрит-артера, которые когда-то впервые заинтересовали ценителей уличной живописи, можно и сейчас увидеть в заброшенных зданиях и сооружениях, построенных еще во времена СССР. Такие места художник считает фантастическими. Чего он однозначно не приемлет, так это рисования на памятниках архитектуры. В отношении других зданий, в том числе и в центре города, отмечает: "Многое зависит от конкретного места и самого рисунка. Иногда это может быть вполне оправдано и органично". 

Выходит, из всех тех, кто сегодня оставляет пусть и оригинальные, но неинформационные graffiti–послания в общественных местах, по-настоящему достойным внимания художником смогут стать единицы, а, скорее всего, один, а еще вероятнее – никто. Поскольку суть настоящего хулиганского искусства заключена все-таки в искусстве, а не в хулиганстве. 

Но что если Алексей ошибается, и среди юного поколения севастопольских граффитистов есть сегодня множество талантов, способных скоро догнать и превзойти тех, котого сейчас можно посчитать по пальцам? Может это наши новые Бэнкси? Результаты исследования только добавили вопросов. 

 

Их нет, но они повсюду

Знаете сколько раз я уже закрашивала? В год по четыре раза. Я ездила, видела в Минске торцы домов так художественно расписаны, какие-то пейзажи. Видно, что архитектор поучаствовал, художник, люди ухаживают. А это за помойка?! За ночь. Вечером еще не было.

Администратор дорогого магазина, женщина эффектная и характерная не сдерживает эмоций. На мою просьбу прокомментировать красочную картинку на заборе, прекрасный вид на которую открывается из-за застекленных дверей ее заведения, она не просто отвечает. Она уже почти кричит.

Я их как-то увидела, как овчарка гоняла. Я понимаю, что у правоохранительных органов и без того сейчас забот хватает, но у меня есть камеры, я буду снимать, что-то надо делать. Ведь либо это будут рисунки, которые станут достоянием города, либо вот такие безобразия будут его достоинством".  

Граффити в Севастопе. ул.Одесская. Фото: Анна Петрова

Что хотели сказать авторы этой композиции непосвященному действительно сказать трудно. Возможно, они просто были голодные. Или злые. Или очень голодные и очень злые. А, может, как раз наоборот, сытые и довольные оттого что получили от родителей чуть больше карманных денег, чем обычно. Причем снабдили их на неделю вперед, и это дало возможность купить сразу несколько баллончиков краски разных цветов. Не самой хорошей, конечно, – для провинциальных стрит-райтеров начального уровня качественные материалы слишком большая роскошь, – но достаточно устойчивой к крымской капризной погоде. Вот и красуется этот гастрономический натюрморт на заборе по улице Одесской уже не первый месяц. И, надо сказать, он – далеко не самое худшее из того, что можно увидеть, пройдя по улицам города.

Чаще всего "те, чье имя нельзя называть" оставляют после себя вот такие фантазии на всем, что, как им кажется, выглядит ущербно без их авторского вмешательства. Под горячую руку уличных мастеров попадают фасады домов, стены магазинов, заборы и ограждения, трансформаторные будки, заброшенные объекты строительства.  

Граффити в Севастополе. Ул. Одесская, Володарского и др. Фото: Анна Петрова

Не удалось избежать горькой участи и домам в центре города, в том числе представляющим историческую и архитектурную ценность. Стоя на улице Ленина через дорогу напротив лестничного подъема к штабу Черноморского Флота, можно до мельчайших деталей разглядеть росписи сверху на торце здания, соседствующего с детской поликлиникой. А также на знаменитой "башенке" со шпилем, увенчивающей крышу дома №14, когда-то попадавшего на открытки. Большая Морская и улицы "центральной горки" – Пушкина, Володарского, Алексакиса, Советская и другие – также в списке потерпевших. Что уж говорить об удаленных от центра районах.   

Граффити в Севастополе ул. Ленина
Севастополь. Граффити.

В поисках объекта, на котором, как утверждал один мой новый знакомый из "посвященных", появился очередной эффектный рисунок на стене, я проболталась по ул. Героев Сталинграда битый час, но так ничего и не нашла. Знать бы все тонкости общения "своих" с непрошенными гостями заранее, не пришлось бы удивляться, почему трое в разное время повстречавшихся мне молодых людей, вызвавшихся помочь и явно понимавших о чем идет речь, укажут три абсолютно разных направления. Все отрицать или отмолчатся, запутать следы, дружелюбно улыбаясь – естественная реакция представителей субкультуры и тех, кто с ними близко связан, на любые поползновения чужаков вторгнуться в их "зону комфорта". С таким же отношением на протяжении всего расследования приходилось сталкиваться британской журналистке в 2008-м году, когда та решила рассекретить, наконец, неуловимого граффитиста из Бристоля, более лет 20 лет так же искусно заметавшего следы на страницах своей биографии, как и на поле скандальной творческой деятельности.

Вдруг неожиданно полезное знакомство заставило в очередной раз забыть о пресловутом  Бэнкси и неудачном начале фотоохоты. Профессиональное любопытство привело меня в довольно занимательное место. 

Граффити в Севастополе 

"Школа-заброшка" – так с благоговейным блеском в глазах и почти шепотом называют местные мальчишки этот памятник архитектурной несуразности, ставший галереей граффитистов разных возрастов и художественных способностей. Стоя на углу дома № 15-А по Проспекту Античный я долго не могла оторвать взгляда от картины, поражавшей своей удручающей эклектикой. Здесь в окружении красивых беленьких новостроек с заботливо рассаженными вокруг них детскими площадками, покрашенными так разноцветно-ярко, что режет глаз, живет своей жизнью настоящий "храм маргинального искусства".

В свете лучей зашедшего уже почти солнца было в этих глазеющих со всех сторон образов что-то деспотическое и фатальное. Колористические решения, за редким исключением, не радовали. Даже безобидные на первый взгляд надписи и рисунки смотрели хищно. Тем не менее, это уже было что-то по сравнению с безыскусными надписями. Это были образы и эмоции, это были мысли, хоть и не всегда глубокие. 

Граффити в Севастополе проспект Античный

Еще вчера меня бы насмешил подобный тезис, но теперь я была почти уверена: уничтожение этого, как и любого другого клондайка граффити-арта в заброшенном месте, как и попытка пресечь появление новых шедевров на без дела простаивающих площадях стен, было бы, наверное, преступлением. Во-первых, потому что это лишило бы тех, в ком проявляются зачатки мыслящего художника, возможности практиковаться, никому при этом не мешая. Во-вторых, гарантированно увеличило бы численность "чертей" и прочей нечисти в местах на этот раз уже густонаселенных ввиду сокращения числа "сакральных заброшек". 

Существует, наверное, лишь две причины, по которым ликвидация таких мест может быть оправданной. Это продолжение и завершение строительства или же, наоборот, снос, вынужденный и обоснованный. Вот только что в этом случае дать взамен? Ведь субкультура эта жила, живет и жить будет. Вопрос, как.

 

Главное не победа, а участие

У нас в Праге есть стоящие работы уличной живописи. Некоторые из которых даже были инициированы или поддержаны городскими властями. Например, на улице Na Hrázi, где жил известный чешский прозаик Богумил Грабал, есть посвященная ему стена. Но я не могу себе представить разрисованным Пражский Град, как и венский Хофбург или белокаменный центр Севастополя.

 

Чешский музыкант, барочный лютнист и гитарист, выпускник Пражской консерватории и бакалавр Академии старинной музыки Ян Калесникович последний раз был в Севастополе семь лет назад. Как и прежде, здесь его ждут не только родственники, но и полюбившиеся маршруты для пеших прогулок по историческому центру, где едва не с каждого дома смотрит табличка, торопясь поведать свою маленькую историю о великом прошлом. А Ян большой любитель историй и путешествий. 

Арт-работа Татьяны Сватошовой. ул. Na Hrázi, Прага, Чехия. Фото: Ян Калесникович специально для Журнала МостЪpress

Пару лет назад у меня была возможность попробовать себя в качестве уличного музыканта в Италии, и я путешествовал по всему северу страны от Венеции до Генуи. После игры я складывал инструмент и тихо растворялся в толпе, потому что уличное искусство для меня означает постоянную изменчивость и ненавязчивость. Стрит-арт может быть искусством, если есть чувства, которые человек выражает в организованной художественной форме – неважно, работает он со звуком, красками или чем-то еще.

Музыкант не оправдывает, но понимает стремление некоторых молодых людей именно так выразить свои чувства: рисунком на стене. У людей старшего поколения, считает Ян, было много ограничений, и в большинстве своем они не привыкли публично высказываться, в любой форме. Это в равной мере относится как к россиянам, так и к европейцам. Примитивность же многих граффити-иллюстраций, уродующих эстетику архитектурной среды, свидетельствует о недостаточном еще духовном развитии. То, как будет дальше развиваться и субкультура и Стрит Арт, в большой мере зависит от участия признанных мастеров уличного искусства и местных властей, уверен он.

– Для устранения бесконечных спонтанных граффити-импровизаций в Чехии работает специальная служба. Конечно, за порчу современных зданий и исторических объектов следовало бы накладывать штраф. Но я не думаю, что эта проблема может быть так решена. Для уличной живописи должны отводится специальные места, пустующие уголки в жилых районах, либо даже создаваться специальные стены, например, в форме лабиринта, граффити на которых могли бы сменяться как выставки в картинных галереях. 

Граффити-арт. Прага, Чехия. Фото: Ян Калесникович специально для Журнала МостЪpress

За рубежом, откуда, собственно, стрит арт и родом, за последние более чем двадцать лет многие уличные художники успели завоевать понимание и поддержку широкой общественности. Частично street art перекочевал с улиц в галереи. Главные позиции занял Mural Art – новый вида искусства в архитектуре современных городов мира. ( "mural" англ. "стенная роспись, фреска"). 

Philadelphia's Mural Arts Program. Photo: Jack Ramsdale. Фото из Сети

Опыт западных коллег совсем недавно стали перенимать и в России. Довольно успешно, как для начала, правда, не без казусов."Катализатором позитивных социальных изменений" далеко за пределами города и штата называют Philadelphia's Mural Arts Program, стартовавшую еще в 1984-м году в рамках филадельфийского движения анти-граффити. Сотрудничая с общественными и благотворительными организациями, городскими учреждениями, школами и властями идейный вдохновитель и популяризатор программы художница Джейн Голден заработала Филадельфии признание "города фрески", грандиозно снизив при этом градус неприятия людьми уличной живописи, изначально связанный с регулярным появлением импровизаций бесталанных художников-хулиганов. Привлечение молодежи, ее обучение и "окультуривание" на мастер-классах, лекциях и совместных арт-проектах в рамках программы в значительной мере избавили власти от необходимости охотиться за хулиганами.

 

Патриотика и креатив: битва за внимание

Во многом мое отношение к граффити зависит от качества выполненной работы и от вложенного в нее смысла. Не все язык повернется назвать искусством. 

Калининградская студентка, уроженка Севастополя Анастасия Викторова нечасто позволяет себе роскошь скучать по родному городу: слишком много времени уходит на учебу и работу. В следующем году девушка намерена поступить в один из ведущих вузов и сейчас усиленно готовится, заканчивая колледж.

Настя уверена: Стрит Арту – быть. Ведь он дает возможность художникам не просто выразить себя, а обратиться к другим людям с информационным посланием – мыслью, мнением, идеей, что должно сыграть на сближение. Но всему свое место: исторические здания, например, должны сохранять первозданный вид, считает она.  

Калининград. Патриот. мурал. Фото: Анастасия Викторова специально для Журнала МостЪpress. Севастополь. Фото: Анна Петрова

К 7 октября, дню рождения президента Владимира Путина в 7 городах страны на стенах 7-ми пятиэтажек появились красочные картины с нанесенными на них большими буквами. Буквы со всех рисунков вместе, согласно задумке авторов идеи, сложились в слово "СПАСИБО". К флешмобу присоединились художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока, Калининграда и Севастополя. То, что буква "С" и главный символ Севастополя – памятник затопленным кораблям достались именно Калининграду, Анастасию приятно удивило.

Этот рисунок, хоть и не представляет собой что-то высокохудожественное, вызвал у меня чувство гордости и восхищения. Сразу ощущаешь патриотический дух и наше единство, – комментирует девушка. – Приятно.

Ну а вот "А" из слова-поздравления вместе с изображением ледокола «Россия» и надписью "Арктика", несмотря на то,  что Арктика все же ближе к Калининграду, чем к Севастополю, разместилась именно у нас, на доме № 174 по ул. г-ла Острякова. 

Севастополь. Патриотический мурал. Фото: Анна Петрова

2014 год вообще стал довольно богатым на патриотические граффити в разных городах России. Организовывали акцию частные компании, содействующие развитию street art, при поддержке крупных бизнес-структур, ну и, разумеется, не без одобрения властей. Еще раньше, в мае, на стене дома № 46 по улице Героев Севастополя, что расположен в нескольких метрах от остановки "Матрос Кошка", появилось изображение президента, идущего по золотой ржи на фоне голубого неба и виднеющегося вдалеке Кремля, символизирующее возвращение Севастополя в состав России.

Уличные картины патриотического содержания воспринимаются горожанами по-разному как в Севастополе, так и в других городах страны. Одни считают их уместными, так как они отвечают сегодняшним настроениям большинства россиян. Другие критикуют качество. Третьи хотели бы заменить их на отвлеченные от политики картины, которые могли бы легко влиться в архитектурный ансамбль. Четвертые осуждают присутствие любых "мазилок" на стенах домов в принципе. Пятым все равно, но таких меньшинство.

Самым масштабным муралом в России остается сегодня картина на стене 16-ти этажного дома в Санкт-Петербурге по улице Ленинградской, расписанная в 2012 году. На ней изображен пейзаж: собор Спаса-на-Крови, отражающийся в воде канала Грибоедова. Площадь рисунка 550 квадратных метров, высота – более 50 метров.

Питерские чиновники самыми первыми смирились с неизбежным, выбрав "меньшее из зол", и официально признав искусство нового времени. Теперь любой уличный художник, желающий украсить какой-либо городской объект, может заявить о себе властям, обратившись в Комитет по градостроительству и архитектуре, и согласовать идею будущего произведения. Согласно списку, рисунки могут появляться на отдельных объектах теплового хозяйства, водозаборных сооружениях, котельных, гаражах и даже стенах некоторых домов.

cult.mos.ru

В том же 2012-м году по поручению мэра Москвы Сергея Собянина Департамент культуры города разработал программу оформления торцов зданий настенной живописью. Через несколько месяцев было расписано 100 стен. Помимо крупномасштабных фресок художники реализовали и несколько небольших социальных проектов, например, украсили сказочными иллюстрациями стены вблизи детских площадок.

Увенчала первые успехи работы тандема креативных художников и властей столицы Первая московская биеннале уличного искусства "Артмоссфера", длившаяся два месяца – с начала сентября до начала ноября. Организаторы в этот раз решили сделать ставку на "субкультурность", привлечь молодежь. По итогам в городе появилось немало креативных объектов.

Авторы работ: Elian, Alexey Luka x Ekta. Фотографии предосталены пресс-службой биеннале "Артмоссфера". Москва

Отголоски нового, хоть пока и не очень стройного хора, докатились до третьего города федерального значения. Готов ли он изучить опыт старших, чтобы последовать примеру, и нужно ли?

 

Street Art бухта? Есть идеи получше

 – Масса пространств, которые можно было бы расписать. Масса. Особенно унылые промбазы. Пожалуйста, давайте сделаем. Только уточним что, уточним как, обговорим сроки.

Советник губернатора по вопросам архитектуры и градостроительства, член Союза архитекторов Севастополя Александр Измоденов оказался, к моему удивлению, весьма демократичным в вопросе содействия властей развитию street art. Не только в Севастополе, а в принципе.

Может, потому что дипломированный архитектор высшей квалификации, работник сферы градостроительства с более чем 35-летним стажем ко всему еще и рок-музыкант? Ну и что, что бывший, увлечения молодости ведь редко проходят совершенно бесследно. Но одно дело приветствовать появление в центре праздничного города уличных артистов, собирающих вокруг себя толпы ностальгирующих поклонников «The Beatles» или "Deep Purple", и совсем другое позволить вольному художнику изрисовать, к примеру, фасад Севастопольского морского музея-аквариума на берегу Артиллерийской бухты. Тут уже привитое высшей школой и уроками мэтров архитектуры чувство эстетического баланса дало о себе знать.

Если речь идет о подъезде – достаточно спросить тех, кто там живет. Но если мы говорим о городской среде, о фасадах, обращенных к жителям, гостям города, то без разрешения это делать нельзя. Иногда мне говорят: "Это же красиво!" – Знаете, все рассматривается в контексте ситуации. Вы же не придете в смокинге на пляж, а в шортах в театр. Вы должны соответственно одетым быть. Не нужно иметь суперобразования, чтобы это понимать. Есть общепринятые нормы и эстетические правила. На исторических зданиях не надо ни рисовать, ни писать. Ну не надо. На Колизее же не написано: "Слава такой-то партии" и не нарисовано ничего.

Севастополь, ул. Большая Морская. Фото: Анна Петрова

По словам Александра Юрьевича, одна из причин, которая может сегодня тормозить решение вопросов по согласованию арт-проектов, – отсутствие главного художника города. Должность такая есть, а человека нет. Почему тормозить – потому что согласовывать появление уличного рисунка в общественном месте нужно в присутствии этого самого человека на заседании градоустроительного (прежде архитектурно-художественного) совета. Другая причина – существование талантливых художников, готовых предложить эскизы работ, достойных воплощения. Если такие люди есть, то пусть знают, куда следует обращаться.

Что касается спонтанных настенных иллюстраций юных граффитистов-призраков – они даже не представляют, как могут быть полезны и востребованы.

Хорошо бы познакомиться с ними, чтобы обратиться и сказать: "Ребят, вам хочется где-то что-то расписать? Давайте. Есть территории школ, детских садов, можно выделить целые стены – распишите. Ведь почему появились граффити? Потому что люди хотят самовыражения и хотят при этом разнообразить однородную, скучную, на их взгляд, среду. Когда район, например, застроен, серое все, грустный урбанистический пейзаж. Это когда  хорошие художники, и это с одной стороны. С другой, когда плохие художники – просто людям делать нечего. Это, знаете, как машина, бывает, едет, а из окна музыка громыхает на всю мощность динамиков. И чем она хуже для восприятия большинства окружающих, тем она обычно громче. Потому что вот такой вот я, мол, посмотрите. И что? Ничего. Так и здесь. Зачем делать ерунду, если можно сделать что-нибудь хорошее, коль вы это любите и умеете. 

Музыкальная школа №8
Уличная живопись. Детские иллюстрации. Музыкальная школа № 8, ул. Очаковцев 7. Фото: Анна Петрова 

Если уж Севастополю суждено открыть двери Стрит Арту, то пусть это будет приятное и перспективное знакомство, где каждый найдет что-то полезное и позитивное для себя. Если же нет, ну, и так вроде неплохо:) Лишь бы от души было. А вы как думаете?