Новые передвижники – инициаторы и организаторы первого в Севастополе Регионального пленэра художников с участием мастеров из разных городов России, против перфомансов, «пятен в интерьере» и прочих массовых затей, как основных способов привлечения внимания к искусству. К делу возрождения популярности лучших традиций русской реалистической школы они взялись приобщить сегодня севастопольских живописцев.


- Доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством

- Развитие любви к искусству в обществе

- Облегчение для художников сбыта их произведений.

Такими были цели, прописанные в Уставе «Товарищества передвижных художественных выставок», утвержденном в 1870 году. В разное время в организацию входили И. Репин, В. Васнецов, К. Лемох, В. Суриков, П. Брюллов, И. Шишкин, И. Крамской и другие. Дело русских художников-передвижников просуществовало до 1923 года. Тогда за полвека своего существования товарищество провело около 50 выставок по всей России.  

М. Панов. 1886 г. Передвижники

Идею объединения с целью популяризации фундаментального реализма, как и почти век тому назад, подняли опять-таки московские и питерские живописцы. Этой весной учредители молодого пока еще арт-клуба «Традиция» во главе со своим президентом – членом Союза художников России и Москвы, членом Русского географического общества Олегом Журавлевым твердо решили приобщить к сообществу севастопольских и крымских живописцев. В интервью Мостпресс Олег делится наболевшим:

«Сейчас ситуация редчайшая: все жанры доступны зрителю. Можно увидеть все что угодно. Художников стало много и каждый пытается как-то выделиться. При этом очень мало внимания уделяется настоящему искусству. Организовывается невероятно много проектов, шумных акций и перфомансов – это все западное течение. Кто-то в этом находит, конечно, для себя какую-то свободу. Но, мое мнение, настоящее искусство несет некие вечные, высокие ценности, которые труднодостижимы. Конечно, можно взять холст, пролить на него краску и нанять искусствоведа, который грамотно обоснует это, как величайшее полотно на свете. И всем хорошо. Но так ли это? Многие сегодня считают, что пятно в интерьере – этого достаточно. Даже неприятно, что таких видно стало. На самом деле, живопись –  это ведь часть нашей культуры.  

Конечно, можно взять холст, пролить на него краску и нанять искусствоведа, который грамотно обоснует это, как величайшее полотно на свете. И всем хорошо. Но так ли это?

На наш взгляд, намного интереснее нести высокие цели. Потому что художники – они всегда будут не похожи друг на друга. Даже если ты захочешь писать как Левитан, у тебя все равно не получится. Потому что другое мышление, другое время, другие краски. Все другое. Но следовать высоким ценностям ты можешь и сегодня, и завтра, и всегда. Это особенно важно сейчас, когда Россия возвращается к своим истокам, своей духовности. Очень важно, чтобы искусство было близко ко всему этому».  

Олег Журавлев. Фото: Анна Петрова

Сеять «доброе и вечное» в массы помогут пленэры с последующей выставкой работ, уверены ноперы (так мы позволили себе назвать «НОвых ПЕредвижников» и ярых противников перфомансов: «NO PErformance» – c англ. «нет перфомансу»). 

И первым шагом к освоению ими Севастополя и Крыма стал двухэтапный пленэр. Сперва проект задумывался как передвижной по полуострову. Но потом, взяв во внимание приближающуюся дату – 70-е Победы, художники приняли решение сконцентрировать все внимание на самом южном городе-герое и его окрестностях. Плодами первого, "севастопольского" этапа, который длился неделю, с 12 по 19 апреля, стали картины, писавшиеся в отдаленных районах города, у моря – вблизи 35-ой береговой батареи, в бухте Казачьей, на мысах Фиолент и Херсонес, а также на территории музея «Херсонес Таврический». На втором, "балаклавском" этапе, который уже начался, мастеров вдохновляет древняя Балаклава и ее «бухта листригонов».  

Олег Журавлев:

«Зачем нужен пленер? Это прямое взаимодействие с природой. Глаз воспринимает истинный тон, истинный цвет, колорит. Мозг воспринимает, идет настройка очень тонких механизмов. И уже потом, работая в мастерской, задумывая какую-то идею или большое жанровое полотно, имея этот пленэрный опыт, которые ты проверил на практике, – все это собирается в одно начало, которое позволяет по-настоящему творить.  

Сергей Берлов за работой. Фото из личного архива художника

Наша цель – продолжать лучшие традиции русского реалистического искусства. Следовать заветам великих классиков – Сурикова, Поленова, Репина, Верещагина. То есть это русская реалистическая живопись. На пленэре мы работаем в жанре пейзажа. Абсолютно все пишут пейзаж. Хотя многие художники являются портретистами, они предложат пейзажи и жанровые, многофигурные композиции».   

Обменяться опытом и вдохновиться местными пейзажами приехали в Севастополь 16 российских мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Пензы, Белгорода, Чебоксар и других городов. Главный идеолог проекта – Олег Журавлев в Крыму второй раз в жизни. Впервые он побывал тут ровно 20 лет назад, в 1995-м. Тогда по путевке, доставшейся в качестве награды за победу на конкурсе юных художников, он попал в Артек. В самом же Севастополе впервые. Как и его соратники, он очень надеется на то, что здесь сможет появиться нечто вроде творческой дачи-мастерской, где будут иметь возможность встречаться мастера со всей страны, а со временем и из зарубежья.  

С энтузиазмом к этой идее отнеслись и многие севастопольские живописцы. Вот как охарактеризовал происходящее член Союза художников России и Российской Ассоциации художников-маринистов, руководитель севастопольской изостудии Сергей Берлов:

«Проект этот – в определенном смысле информационный прорыв для российских художников. Многие никогда не были в Крыму. И то, что они увидели, их поразило. Им нравятся пейзажи, цветовые отношения. Этот пленэр «Золотая бухта» – заявка на будущее. Это первый кирпичик в фундаменте большого здания, которое будет построено художниками со всей России».  

Новые передвижники в Севастополе. ©AVortep

Выставка по итогам первого севастопольского пленэра откроется 28 апреля в Севастопольском центре культуры и искусств и продлится до 7 мая.