фотогалерея "Золотой витязь – 2015" в Севастополе

1. "Две женщины"

Главный приз – Гран-при кинофорума "за фильм-шедевр" председатели всех конкурсных жюри единогласно присудили картине "Две женщины". Фильм поставлен по пьесе Тургенева "Месяц в деревне" и стал первой в России экранизацией этого произведения русского классика. 

актриса Анна Леванова на вручении Гран-при кинофорума "Золотой витязь" фильму "Две женщины". Севастополь. Фото: Анна Петрова

Совместный проект России, Франции и Латвии возглавила российский режиссер Вера Глаголева. В основе сюжета – любовный четырехугольник. Две главные роли – женскую и мужскую, ставшие "дипломными" по итогам кинофорума, сыграли отечественные актеры – Анна Астраханцева и Александр Балуев. Другие две исполнили британец Рэйф Файнс и француженка Сильви Тестю.

"Две женщины" (Россия), режиссер Вера Глаголева
А. Балуев в роли помещика в фильме "Две женщины". 

Мастерство актеров вкупе с великолепным антуражем – съемки с использованием антикварного реквизита и подлинных старинных интерьеров производились в живописном уголке Смоленской области, в музее-усадьбе композитора XIX века Михаила Глинки – с самого начала обещали фильму успех. Еще в прошлом году работа успела получить несколько наград.  

Александр Балуев с актрисой Анастасией Макеевой на открытии кинофорума "Золотой витязь" в Севастополе, 2015. Фото: Анна Петрова

В том, что фильм будет высоко оценен жюри "Золотого витязя – 2015" болгарский режиссер, профессор Софийской национальной академии театра и кино, вице-президент МКФ «Золотой Витязь» и член жюри конкурса игровых фильмов Маргарет Николов не сомневался после его просмотра. В интервью Мостпресс еще за три дня до подведения окончательных итогов он прочил картине большую победу: 

Изумительный фильм – "Две женщины". Ничего сравнимого с ним я пока не видел здесь. Нет сомнений, это шедевр. Это настоящее искусство современного кинематографа. Оно исполнено на высшем современном, планетарном уровне.    

Главную награду – статуэтку конного витязя Пересвета и дипломы из рук бессменного президента форума Николая Бурляева получала молодая актриса Анна Леванова, также сыгравшая в этом фильме. После отъезда Александра Балуева, присутствовавшего только на открытии, она осталась в Севастополе единственной представительницей "команды гран-призеров".  

По красной дорожке к месту проведения торжественной церемонии девушка прошла вместе с признанным актером, заслуженным артистом России Даниилом Спиваковским, лишив его изрядной доли заслуженного внимания со стороны встречавших: на ходу, а точнее, на лету – шла она очень торопливо – Анна покоряла мужчин грациозностью, а представительниц слабого пола – скромной улыбкой и целомудренного фасона платьем "в пол" мятного цвета. В этот вечер Леванова несколько раз поднималась на сцену под громкие аплодисменты, чтобы забрать награды.

В том числе и свою собственную – "воспитанница Верочка" была удостоена диплома «За лучшую женскую роль второго плана», сыгранную в фильме. 

Анна Леванова и Даниил Спиваковский на открытии кинофорума "Золотой витязь" в Севастополе, 2015. Фото: Анна Петрова

2. "Исцеление"

3. "Болгарская рапсодия"

Выбрать одну из двух, самых лучших, одинаково пронзительных и совершенно по-разному впечатляющих картин в номинации "игровое (художественное) кино" жюри так и не смогло. Так что достойными статуэтки «золотого витязя» оказались сразу два фильма – "Исцеление" (Сербия) режиссера Ивана Йовича и "Болгарская рапсодия" (Болгария) Ивана Ничева. 

Автор первого через своего главного героя – православного монаха, решившего уединиться в пустынном ските, ищет ответы на вопросы, часто мучающие людей, переживших войну. Прежде всего, на один из самых душераздирающих: можно ли, и если да, то как простить своих врагов? 

"Исцеление" (Сербия), режиссер Иван Йович

Статуэтку "Золотого витязя" и диплом, присужденный юному исполнителю роли второго плана, Николай Бурляев и председатель жюри художественных фильмов, народный артист России Аристарх Ливанов вручили одному из представителей сербской делегации в Севастополе, члену оргкомитета кинофорума, режиссеру и продюсеру Светану Страхиничу.  

Светан Страхинич, режиссёр, продюсер (Сербия). Фото: Анна Петрова

Второго золотого витязя, а с ним "Диплом за анализ сложных межэтнических отношений" получил лично режиссер Иван Ничев. Его "Болгарская рапсодия" –  заключительный фильм триптиха, повествующий, как о нравственном подвиге, о беспрецедентном примере этнической толерантности болгарского народа, спасшего от депортации в нацистские лагеря около 50 тысяч болгарских евреев во время Второй мировой войны. Это рапсодия о первом светлом чувстве – юношеской любви, способной не просто выжить, а и окрепнуть в эпоху все поглотивших страха и страданий. Трудно представить себе человека, способного равнодушно просмотреть картину от начала и до конца, ни разу не ощутив подступающий к горлу комок.  

"Болгарская рапсодия". Кадр из фильма
режиссер Иван Ничев (Болгария) с наградами "Золотого витязя". Фото: Анна Петрова

 4. "Белый ягель"

«Серебряный Витязь» и диплом «За лучшую операторскую работу» достались россиянам, создавшим уникальный в своем роде художественный проект под руководством режиссера Владимира Тумаева. «Белый ягель» – первый в истории российского кинематографа фильм, полностью отснятый на ненецком языке с закадровым переводом.  

 – И это притом, что среди исполнителей главных ролей не было ни одного ненца: это были либо буряты, либо калмыки, либо казахи или якуты", – рассказывает приехавший представить картину севастопольцам сценарист фильма Валерий Бакиров. Языку, особенностям быта, местным обычаям и ритуалам актеров терпеливо обучали коренные жители, которые, к тому же, исполнили роли второго плана. Работа над картиной стала творческим подвигом для съемочной группы. Кому было труднее, непрофессиональным актерам-аборигенам или специалистам, для большинства из которых будни здесь выглядели экзотикой, сказать трудно. 

"Белый ягель", кадр из фильма.

Все без исключения эпизоды фильма о судьбе молодого ненца, любимая которого однажды предпочла "большой город" родным бескрайним просторам крайнего Севера, снимались в Ямало-Ненецком округе, в тундре, где мороз достигал 40 градусов, заставляя замерзать и людей, и камеры. Последние при этом, по рассказам очевидцев, продолжали работать идеально. Внутренняя борьба героя, которого по обычаю насильно женят на нелюбимой, шокирующие для не северян бытовые сцены, бескрайние ослепительно снежные пейзажи и мистически невероятной красоты ночное небо – все это вместе оставляет неизгладимое впечатление.   

"Белый ягель", режиссер Владимир Тумаев. Кадр из фильма

В эксклюзивном интервью для Мостпресс автор сценария фильма "Белый ягель" Валерий Бакиров приоткрыл нам тайну неба, а также собственного понимания поднятой темы, идеи истории и сверхсмысла в ее говорящем названии.  

"Настоящее ли небо?" – этот вопрос задают очень часто. Я сценарист и буду говорить о своей работе. В моей задумке –звездное небо и северное сияние. Но северное сияние сфотографировать, снять невозможно, знаете вы об этом? Поэтому, когда ты в кино показываешь северное сияние, если ты не будешь ничего добавлять, то ничего не покажешь, не получится. Есть тут киношные хитрости, но я не буду о них говорить. Это единственное, больше никаких прикрас".  

По словам Валерия, на написание сценария по мотивам одноименной повести ненецкой писательницы Анны Неркаги, его вдохновила поездка под Мурманск, где после многолетних бесплодных поисков была найдена могила погибшего во время Великой Отечественной войны деда. Оттуда он привез горсть земли и белый ягель – "олений мох", который, как символ жизни, и выступил образной деталью в его работе.  

"Да, там "другая планета". И, что самое главное, – это ведь все Россия, это все – Россия! Здесь мы с вами стоим, в Севастополе – это Россия. На Камчатке – Россия. Там, на Ямале – тоже Россия. И когда ты понимаешь, что это все – твоя Родина, начинает охватывать с одной стороны гордость, а с другой – трепет. Хотя, я вам скажу, они там живут так, что, дай Бог, чтобы мы так жили. Они самобытные, искренние и самодостаточные. А это – главная ценность, смысл вообще жизни нашей. Почему белый ягель? Белый ягель – это то, что едят олени. Если не будет ягеля, олени умрут. Умрут олени – умрут ненцы, исчезнет народ... Белый ягель – это сама жизнь".   

сценарист Валерий Бакиров. Фото: Анна Петрова

5. «Невпродых»

 «Бронзовый Витязь» игровой номинации отправился в Польшу. Награда досталась картине режиссёра Анджея Барта «Невпродых». Работа также получила два диплома – «За лучший сценарий» и "За лучшую режиссуру фильма".   

"Невпродых", режиссер Анжей Барт (Польша). Кадр из фильма

По сценарию знаменитый режиссер возвращается в Польшу спустя 20 лет, и, находя любимых, друзей и врагов, пытается вновь обрести то, что было когда-то дорого. Но он ли это, и кто все эти люди?  

За высокую оценку картины жюри и организаторов от имени всей съемочной группы поблагодарила представительница польской делегации, актриса театра и кино, участница 60 кино- и телепроектов и просто красавица Анна Прус, трижды выходившая на сцену за наградами для своих соотечественников.  

актриса Анна Прус (Польша) на церемонии закрытия кинофорума "Золотой витязь" в Севастополе. Фото: Анна Петрова
актриса Анна Прус (Польша) на церемонии награждения. Фото: Анна Петрова

На эту цветущую молодую женщину в провокационно-кокетливом маленьком белом платье "baby doll" с трудом проецировался образ изможденной, чудом выжившей после массового расстрела монашки-польки, готовой спасать детей-сирот ценой собственной жизни. То, что перед нами один и тот же человек, выдавали большие, удивительной глубины глаза. Чудо перевоплощений – божий дар, на то он и талант актера. В этот день саму Анну ждала особенная награда...

6. "Единичка"

Роль в фильме "Единичка", где она сыграла набожную женщину, одну из таких, чья самоотверженность во все времена восхищала мужчин по разные стороны линии огня, принесла польское актрисе в России ее первое золото – Золотой диплом кинофорума "За яркий актерский дебют в Русском кинематографе".  

кадр из фильма "Единичка", режиссер Кирилл Белевич 

 – В этой истории у всех своя правда – у советских солдат, у немецких, у польских. Но любая военная правда – ничто, когда речь идет о жизни и смерти детей".

Сценарий картины режиссера Кирилла Белевича основан на повести писателя-фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей» и отправляет в август 1944-го, на позиции советских войск в Восточной Польше, через которую продолжается наступление на Берлин.  

Работа уникальна тем, что не только героев многонационального подразделения советской армии сыграли актеры разных национальностей, но и роли польских партизан и немецких военных исполнили, соответственно, поляки и немцы, а роли глухонемых детей-сирот разных возрастов с неподражаемой искренностью сыграли дети, в действительности не способные ни слышать, ни говорить.  

"Единичка". Кадр из фильма
кадр из фильма "Единичка"

Съемки, производившиеся в России, в Калужской области и на территории старинного польского замка Гродзец на потухшем вулкане, в одноименной польском местечке под Вроцлавом, шли 38 дней. За это время Анна Прус успела немножко освоить русскую речь. И в этот вечер, на торжественной церемонии награждения "Золотого витязя" в Севастополе сказала главные слова, которые теперь стали ее девизом в работе и жизни:  

Памятайте, для нас – людей из Польши, Беларуси, России – не политика, а культура – сердце и душа. Только так. 

Поблагодарив основателя и идейного вдохновителя кинофорума, Николая Бурляева, полька прочитала его стихи "Храните талисман". И в ответ получила в подарок от растроганного народного артиста талисман – браслет.  

Анна Прус на церемонии награждения кинофорума "Золотой витязь". Фото: Анна Петрова

7. "Потерянный город"

Еще один фильм, о котором нельзя не упомянуть хотя бы потому, что с него начался конкурсный показ игрового кино в Севастополе в рамках форума "Золотой витязь –2015". Хотя по итогам картина не получила высоких наград, нет у нее одного из блестящих цветных витязей. Зато был и остается свой, живой и настоящий витязь – режиссер и автор сценария Виталий Потрух. "Настоящую свободу выбора могут выдержать только единицы", – говорит один из героев его картины. Сам Виталий свой выбор сделал. 

режиссер Виталий Потрух (Украина) на церемонии награждения. Кинофорум "Золотой витязь" в Севастополе. Фото: Анна Петрова

Его «Потерянный город» – мир с предсказуемым будущим, существующий параллельно с понятной нам реальностью, принес украинцу Диплом «За лучший дебют». В увлекательный фантастический сюжет тесно вплетена драма. Все в работе полно аллегорий – от экспериментов с торсионными полями, начатых "по заданию сверху", до считающих друг друга пропавшими без вести. 

"Потерянный город", режиссер Виталий Потрух (Украина). Кадр из фильма

Вот, как прокомментировал Мостпресс свою трактовку сюжета и поданных в нем образов заслуженный артист Украины, уроженец Полтавщины Алексей Колесник, исполнивший в картине роль второго плана – отъявленного мерзавца:  

Алексей Колесник в фильме "Потерянный город", режиссер Виталий Потрух (Украина). Кадр из фильма

 – Этот мерзавец – это весь продажный мир, который работает ради денег, обогащаясь на вранье. Это, в общем-то, реальность, которая сегодня с нами. Съемки проходили в Киеве в 2013 году, озвучание было завершено в прошлом, 2014-м. Я снимался тогда с огромным удовольствием. И даже не предполагал, что фильм будет таким актуальным на сегодняшний день. Когда-то в 2004 году я сочинил стихи, из которых потом сделал песню. Есть там такие слова:  

Алексей Колесник. Фото: Анна Петрова
Ты не толпа, ты все-таки народ.
Пусть и цветами, как всегда, обманут.
Не теми, что весной зовут нас в сад.
Цветами флагов – на эшафот, что манит...
Для них толпа и биомасса мы,
Но им, жлобам, мы пьедесталы строим.
Чтоб с этой ненасытной высоты,
Могли блеснуть, чего душонки стоят.  
 

– Нужно понимать: мир, в котором мы живем, в котором мы не стремимся к иллюзорным достижениям, он реален. И, да, может, он хуже. Но он родной, он нам близок. А мифический мир, который придуман нам кем-то другим ради своей наживы, он приведет к одному – к концу цивилизации. Мы должны жить в мире – другого выхода у нас просто нет.

***

"За нравственные идеалы. За возвышение души человека". Около 200 фильмов, соответствующих этому девизу, на протяжении недели – с 23 по 30 мая – демонстрировалось сразу на нескольких площадках города. Непосредственно в конкурсную программу форума попали 170 картин, отобранных по итогам работы группы кинематографистов из 20 стран – России, Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Германии, Израиля, Кубы, Латвии, Польши, Республики Сербской, Сербии, Франции, США, Узбекистана, Украины, Хорватии, Черногории, Швеции, Эстонии и Молдавии. фотогалерея "Золотой витязь – 2015" в Севастополе