Солист Оперного театра Московской консерватории Николай Ефремов о роли Мазепы, в которой предстал на премьере нового для Севастополя музыкально-литературного проекта. Эксклюзивное интервью.

25 января в Севастополе состоялось долгожданное для ценителей классики открытие уникального музыкально-литературного просветительского проекта "Классика и Современность", который гостям встречи презентовала представитель организаторов и автор программы – директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Панкова. В тот же вечер на сцене центра культуры и искусств прошел показ премьерной композиции из серии "Пушкинская гостиная" – "Полтава".

Оригинальный формат подачи материала включил не только художественное чтение самого произведения А. С. Пушкина выдающимися московскими артистами, но и сквозное иллюстрирующее видеосопровождение, а также музыкальное оформление в виде отрывков из оперы П. И. Чайковского "Мазепа".

Их исполнили приглашенные для участия в проекте оперные певцы, лауреаты международных конкурсов – солистка Московского театра "Новая опера" Елена Терентьева (Мария), приглашенный солист Большого театра Максим Кузьмин-Караваев (Кочубей) и солист оперного театра Московской консерватории Николай Ефремов (Мазепа). 

Со всеми нам удалось познакомиться и пообщаться, интересно и искренне. И все же разговор с Николаем особенно запомнился и впечатлил. С Севастополем его и до этого дня связывало многое. Но чтобы роль одиозного украинского гетмана, государственного изменника и лицимерного интригана, ради власти и удовлетворения неумных амбиций положившего на плаху презрения все наиболее ценное в человеческой жизни, включая веру, дружбу и настоящую любовь, – такое впервые.

Слева направо: Николай Ефремов; Елена Терентьева; Максим Кузьмин-Караваев.
Фото: Анна Петрова

– Николай, скажите, чем было для вас такое перевоплощение? Каково это, примерить на себя образ предателя ближайшего сподвижника русского царя? 

– Вы знаете, Петр Ильич Чайковский и, в первую очередь, Александр Сергеевич Пушкин они таким сделали этот образ Мазепы емким, что даже злодейства его все, гадкие и подлые качества, они приобрели художественную форму, выраженную в искусстве через слово, через музыку. И поэтому хоть он нам и не симпатичен, мы переживаем за то, что с ним происходит, за то, что происходит с Марией, с Кочубеем и с Россией вообще. То есть сила искусства – она как раз иллюстрируют нам не только все те исторические события, но и все эти чувства.  

– Сцена Мазепы с Марией потрясает эмоционально. Особенно заключительный ее момент, после которого вас позвали выйти на бис – обращение друг к другу, когда Мазепа тягуче несколько раз пропевает "Прости", а Мария одновременно с ним повторят "Люблю". Невозможно не поверить в искренность и истинность чувств этого, казалось бы, черствого человека. Он ее любит.

Сцена-Мазепы-с-Марией. Фото: Анна Петрова

– Да. Но нет. Чтец, народный артист России Валентин Клементьев как раз перед этим зачитывает слова Пушкина о том, что черные мысли не оставляют Мазепу. Он все равно в своих мыслях возвращается к главным своим, самым ценным для него устремлениям. Его чувства были искренни. И видя это, понимая, невозможно не сопереживать. Но победила жажда власти, "самостийности" от Петра, от России. Власть и слава забрали всю его страсть, на которую он был способен. В конце оперы, когда он видит, что Мария сошла с ума, он не может решиться ее бросить. То есть это сильнейшее чувство. Но ему предлагают решиться бежать или погибнуть. И он соглашается бежать, уходит на сторону врагов уже окончательно, предав и Родину, и любовь.

 Какие ожидания у вас от этой премьеры? Что, как вы надеятесь, удалось передать зрителю?

 Главная надежда на то, что зрители поймут и примут образ, таким, каким он был, каким его знали и помнили, каким его описали классики каждый по-своему. И тут для меня, как для певца, очень важно не испортить то, что написали Пушкин и Чайковский. Чтобы зрители смогли, в первую очередь, оценить таланты авторов этих произведений, и уже после, во вторую очередь – талант исполнителя. Чтобы людям здесь, в Севастополе, было приятно приходить и слушать такие концерты в будущем.

  Вам самому было приятно участвовать в такой постановке в Севастополе сегодня и в антирусском образе? 

– Да. Я счастлив. Потому что здесь звучали величайшие произведения, в которые талантливо вложены величайшие, важнейшие мысли. И как раз сейчас нам очень важно вместе прочувствовать все это и еще раз понять.

– Вы в Севастополе впервые? Что-то с городом вас связывало до этого?

 Нет, я не первый раз здесь, много раз приезжал. Мой дядя был моряком, служил здесь на флоте. Родственники и мы с семьей приезжали сюда отдыхать. Но выступаю да, впервые. И я счастлив. Это легендарный город, город русской морской славы, который я давно люблю. Поэтому спасибо вам за то, что ждете нас и так у себя принимаете. 

– Приедете еще? 

– С радостью и с удовольствием. 

Фото: Анна Петрова

*******

Стартовавший в Севастополе проект "Классика и современность" реализуется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации и предварительно рассчитан на проведение в городе тематических музыкально-литературных вечеров на протяжении года. Вход на все мероприятия в рамках проекта бесплатный.  

«Мы разработали новый формат работы, который называется «Театр книги». Проект можно назвать путешествием в литературу, при этом мы стараемся нестандартно, неординарно подойти к решению той или иной темы, рассказать о творчестве того или иного писателя или поэта. И очень важно привлечь к нему молодое поколение. Ведь почему возникла идея показа с привлечением видеоряда, музыки и певцов? Мы отталкивались именно от молодёжи. Более старшие зрители спокойно воспринимают формат филармонических работ – они к нему подготовлены всей жизнью, у них есть к этому вкус. Тогда как для молодёжи важны впечатления. Наши главные задачи – познакомить с величайшими духовными богатствами нашей отечественной классической литературы, рассказать о книге и пробудить к ней интерес, показать, как на основании произведений русской классики строилась затем культурная картина, культурная панорама нашей страны», – рассказала инициатор проекта, директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Панкова.  

Понравилось? (4)

Комментарии: