Харизматичный рок-н-рольщик, лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев, впервые выступивший с концертом в Севастополе в необычном амплуа академического музыканта, немало удивил поклонников. Вместе со своим другом, кларнетистом-виртуозом, солистом Московской филармонии Игорем Федоровым, они представили программу «Классика без кодекса». Больше того: отыграли ее в сопровождении симфонического оркестра Крымской филармонии.  

Сергей Мазаев: Это наша совместная с Игорем идея. Когда я взял кларнет опять в руки после большого перерыва – спустя двадцать лет, то первое время выступал с нашими друзьями. Например, братья Ивановыми – контрабасист Андрей играет постоянно с известным пианистом Денисом Мацуевым, у него есть абонемент в зал Чайковского – вот они меня не раз приглашали играть с ними на саксофоне. А я все говорил: «Давайте сыграю на кларнете, потому что на саксафоне вообще все играют кругом, а на кларнете практически никого не видно». И они как-то сказали "давай", и мы выступили. Мацуев и Федоров тогда пришли в гости в зал Чайковского на наш концерт, там мы с Игорем и познакомились. Это было десять лет назад, с тех пор мы постоянно работаем вместе. С программой "Классика без кодекса" уже два года ездим по разным филармониям в России. На самом деле филармониям удобно: нас всего три человека – администратор и мы с Игорем. То есть всего три номера в гостинице, и гонорар, который у нас невысокий, мы не особенно "глушим" людей ценами, потому что у меня есть на чем зарабатывать. Теперь вот мы впервые отыграли программу с крымским оркестром. 

Фото: Валерия Золотарева

В программу вошли произведения Чайковского, Мендельсона, Беллини и Дебюсси, которые смело перемежались с джазовыми хитами Александра Цфасмана, Арти Шоу и Эрла Гарнера. И если то, что в подобного рода проекте участвует Игорь Федоров – артист с уникальным репертуаром, включающим произведения разных эпох, стилей и направлений, от классики до джаза, один из немногих в мире концертирующих солистов-кларнетистов – совсем не удивляло, то искренне страстное увлечение идеей Сергеем без преувеличения ошеломило многих из тех, кто знал его по таким хитам как «Я выбираю тебя», «До свидания, мама!», «Первый снег» и другим.  

Игорь Федоров: Для меня самого это было совершенно неожиданно, когда мне после нашей первой встречи и знакомства перезвонил Сергей. Да, мы тогда обменялись телефонами, но я, честно говоря, думал, что это все несерьезные были разговоры. Оказывается, нет Все по-настоящему. Мы снова встретились. Я еще тогда удивился, что у Сергея дома такое количество нот для кларнета: просто удивительная библиотека! Он покупает в каждой стране мира издания. Мы в России привыкли все играть по ксероксам, а вот на Западе, например, по ксероксам нельзя играть, там нужно чтобы были истинные ноты. И вот у Сергея есть шкаф, котрый открываешь, а там потрясающе огромное количество нот для кларнета – концерты, чего только нет. И я удивился, что этот человек, занимающийся рок-музыкой, вот так увлечен моим инструментом.  

Фото: Валерия Золотарева

В Крыму музыканты отыграли только два концерта. В Севастополь приехали после выступления на симферопольской сцене, где лидер "Морального кодекса", создатель эстрадного оркестра, квартета и квинтета, заслуженный артист России Сергей Мазаев вместе с именитым другом покоряли зрителей непредсказуемыми музыкальными поворотами и трансформациями. Правда, были и трудности. Куда же без них музыкантам, тем более таким универсальным.

Сергей Мазаев: Душа у меня лежит ко всему, но больше все-таки к классике. Академической музыкой я занимался с детства. Классика – она начало всего. Основа основ, с которой начинается любая другая музыка. Рок-н-ролл серьезная тоже музыка на самом деле. Просто у нас сегодня мало кто занимается ею серьезно, у нас все это в баловство какое-то превратилось и самодеятельность художественную. А здесь надо трудиться каждый день, заниматься. Если не позанимался день – все. Вот я проболел эти дни, не занимался толком неделю – не было сил, и в Симферополе концерт дался тяжело очень.  

Фото: Валерия Золотарева

Как бы там ни было, в его исполнении одинаково мастерски, виртуозно и ярко прозвучала и «Баркарола» Петра Чайковского, и сюита «Вridges» («Мосты») Роберто Молинелли, которую они с Игорем сыграли в дуэте. Кстати «Мосты» в Крыму прозвучали впервые. Написанная итальянским композитором и дирижером в 2012 году музыка сыграла роль своеобразного послания. «Посвящаем ее всем крымчанам, – сказал Мазаев и, пошутив, добавил – и сочувствующим. Ведь вон когда написана – и тогда уже все было понятно». Это произведение стало самым "молодым" в программе концерта, а самой "древней" оказалась музыка из оперы «Norma» Беллини, которой более полтораста лет. На темы оперы Сергей и Игорь сыграли фантазии для двух кларнетов авторства Донато Ловрельо.

Фото: Валерия Золотарева

Игорь Федоров: У нас есть три варианта программы. Начали ли мы совместную работу с дуэтов Моцарта. Первая "Классика без кодекса"  была камерной программой, мы играли ее без оркестра. Актер Михаил Ефремов читал, выступление прошло в Доме музыки. Теперь мы постоянно ее расширяем, и хотя классика здесь во главе – первое отделение у нас вообще всегда классическое, она очень разнообразна стилистически. Чем еще хороша эта программа. Тем, что в филармонию приходят в филармонию люди, которые никогда не ходили в филармонии и они, соответственно, слушают совершенно потрясающую классическую музыку, которую никогда не слышали, и открывают для себя ее. А те люди, которые всегда ходили в филармонию на классическую музыку, наоборот, открывают для себя другую музыку, понимая, какой классной может быть джазовая и эстрадная, здорово спетая в живую музыка, да еще вот вам – с оркестром. Они видят и слышат, как может трансформироваться все это и синтезироваться друг с другом, и хорошо уживается. Мы с Сергеем уже давно большие друзья, все время встречаемся, вместе отдыхаем семьями, и все время что-то придумываем, находим ноты. У нас у каждого отдельная своя деятельность помимо этого, а тут мы соединяемся, и это очень здорово.  

Фото: Валерия Золотарева

Следующим летом музыканты хотели бы вернуться в Крым с новой программой, в которой найдется место не только классическим произведениям и хитам группы "Моральный кодекс" – такой вот был сюрприз на этот раз, но и блоку советских песен. Проекты уже в работе. Осталось дождаться приглашения. 

Фото: Валерия Золотарева

Сергей Мазаев: Да, в нашу программу входят хиты группы "Моральный кодекс", любимые публикой, но вообще у нас больше классики. Сейчас готовим новую программу, в которую они войдут и наши дуэты Моцарта, мы их сейчас готовимся записать в студии. Хотим сделать концертштюк (как правило одночастное и виртуозное произведение для солиста и оркестра – прим. авт.) Мендельсона, который написан не просто для двух кларнетов, а для кларнета и бассетгорна с оркестром. Я сейчас осваивать пытаюсь эту вторую партию бассетгорна – у меня есть он, я его давно купил. Так что мы попробуем привезти вам летом и этот концерт. Еще играем Крамера двойной концерт, много чего, но и много еще нужно сделать, а поскольку делать надо с оркестром, нужны партитуры, то это большая работа совместная, требуется время. В этот раз у нас было его не так много, и программа получилась не очень большая – всего семь песен и семь инструментальных произведений. Но мы будем расширяться. Будем, конечно, включать и песни из репертуара группы "Моральный кодекс", но не только. Например, здесь в Севастополе в нашей программе впервые прозвучала "Тишина за Рогожской заставой", и как она пошла, а? Хорошо пошла. Так что будем и советские песни брать. 

Фото: Валерия Золотарева

Мы с радостью вернемся в Крым. Хотели бы прямо на целый месяц приехать в следующий раз. Правда, нас пока особо как-то не приглашают: ни нас с Игорем, ни "Моральный кодекс", ни оркестр, ни квинет. Если я и бывал в Крыму, то это было два раза, и то тогда, когда когда меня приглашал мой друг "Хирург" Саша (Александр Залдостанов, российский байкер, основатель и лидер старейшего в России байкерского клуба «Ночные волки» – прим. авт.). Теперь, надеемся, что будет по-другому, так что ждем новых встреч. С удовольствием объедем все крымские города, в которых есть залы от 500 мест: у нас ведь оркестр, и сцена нужна достаточно большая. Сейчас возвращаемся в Мосвку. 4 октября уже концерт в Томске. Так что особо отдыхать некогда. 

Фото: Валерия Золотарева

Судя по всему, в этом и заключается счастье для этих людей, которых мы, конечно же, с нетерпением ждем у себя в Крыму и Севастополе следующим летом.

Понравилось? (3)

Комментарии: