В прошлом году проекту исполнилось десять лет. Начиналось все с небольшого концерта для детей, на котором в сопровождении симфонического оркестра солировали ровесники зрителей.
Представьте, что ваш ребенок стал заниматься музыкой чуть больше года назад. Ничего особенно не понимая в том, как ему грамотно помочь, как именно с профессиональной точки зрения и оценки он должен играть в том или ином возрасте, и, разумеется, не делая раньше времени ровным счетом никаких ставок на его музыкальное будущее, вы наблюдаете, как у юного музыканта действительно что-то получается. Ну, и славно, думаете вы. Глядишь, пригодится, а время покажет. Так проходит еще несколько месяцев неудач и успехов, и вот уже позади первый конкурс и новые победы. А в один совершенно непредсказуемый момент вы вдруг узнаете, что ваш ребенок будет играть с симфоническим оркестром на одной из главных сцен города. Верите в такое развитие событий?
Вот и родители многих из этих детей тоже не сразу верили. Единственное и главное, во что они продолжали верить – в силу своей любви и значимости поддержки, не забывая напоминать и спокойно разъяснять, что любой мало-мальский результат в чем бы то ни было, в том числе в музыке, – это итог труда, за который непременно последует награда. Сегодня любая мама, папа, бабушка и дедушка каждого из участников концерта «Юные дарования Севастополя» уверенно скажут: если вам кажется, что в такие моменты в одно ухо ребенка эта информация влетает, а через другое вылетает, поверьте – вам это только кажется. На самом деле маленький человек готов преодолевать и хочет побеждать. Вот только помочь ему испытать себя и насладиться успехом каждый раз нового уровня в силах исключительно педагоги и люди искусства, осознающие всю важность поддержки и продвижения юных и способных, главный катализатор для которых – сцена. Грех лишний раз не порадоваться, что в Севастополе такие люди не просто живут и работают, но и решительно действуют на перспективу.
Именно благодаря им вот уже одиннадцатый год в нашем городе существует проект «Дети – детям», в рамках которого возможность поверить в себя получают не только юные исполнители, но и их ровесники-слушатели, вход для которых на такие концерты бесплатный, что является главным достижением и достоянием организаторов проекта. Ценность же выступлений воспитанников музыкальных школ на одной сцене со взрослыми профессиональными музыкантами – целым оркестром трудно переоценить, даже если очень захотеть.
Владимир Ким – художественный руководитель и дирижер Севастопольского государственного симфонического оркестра, автор проекта «Дети – детям», заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Республики Крым: «Мы играем с детьми на самом деле одаренными, потому что не способные, не талантливые и не желающие развиваться дети с оркестром играть не могут – трудно. Другой разговор, что все это – результат большой и кропотливой работы как педагогов, так и самих детей. Но у них есть стимул. Далеко не во всех городах существует возможность играть детям и даже студентам с симфоническим оркестром. Это замечательная возможность, которая способствует дальнейшему совершенствованию юных наших музыкантов и, более того, даже осознанному становлению их на путь профессионального занятия музыкой. Иногда даже это осознание происходит в довольно раннем возрасте. Мы работаем с детьми в возрасте от 5-6 до 15-16 лет. Прежде чем выйти на сцену к публике они репетируют с оркестром, правда, возможности встречаться часто нет – у музыкантов много работы. Но две-три репетиции проводим обязательно, чтобы сыграться. Хорошо, когда в процесс подготовки вовлечены и родители.
Еще одна наша задача – прививать севастопольским детям любовь к музыке, любовь к культуре. И хотя концерты проходит в рамках проекта, который называется «Дети – детям», рассчитаны они не только на детей, но и на их родителей. Я считаю это правильным – вовлекать родителей. Когда к нам придут не просто школьники группами, возглавляемые своими классными руководителями, которому всех не организовать и каждому не объяснить, а ребенок придет с мамой и папой, бабушкой или дедушкой. Тогда дети видят, что его родные люди слушают эту музыку, и они тоже начинают ее слушать и понимать – это все очень завязано. И все это очень важно. И для исполнителей, и для юных слушателей: кто-то из них, оставшись под впечатлением, выберет для себя инструмент и в будущем учебном году придет заниматься в одну из музыкальных школ нашего города. Такие случаи были и продолжают быть, что важно, поскольку помимо развития и продвижения уже играющих ребят, привлечение других юных сердец к искусству – наша вторая большая цель, которую мы ставим».
В тот день, когда Тамара узнала, что будет играть с оркестром, по ее собственным словам, единственным чувством, которое охватило, была безграничная радость. Когда девочка впервые переступила порог музыкальной школы, ей только исполнилось шесть. С тех пор прошло полтора года. Недавно она принимала участие в городском конкурсе им. Д.Б. Кабалевского, где заняла II в своей возрастной категории, и с тех пор уверенно говорит о желании выступать, впечатлять и впечатляться самой.
Тамара Петрова – ученица 1 класса МШ №1 им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Ж. И. Черкашиной), 7 лет:
«Как-то я узнала, что мама училась в музыкальной школе, но занималась на скрипке, и я сказала, что тоже хочу играть на скрипке, но мама предложила попробовать фортепиано, и, если что-то пойдет не так, потом перейти на скрипку. Но так получилось, что я успела полюбить свой инструмент, своего учителя и никуда не хочу уходить. А недавно был один смешной случай, который как бы подтверждал, что пианино – мой инструмент. Мне захотелось подарить учителю что-нибудь необычное – у нее был день рождения – и я слепила из пластилина фигурки ее и себя. У Жанны Ионовны руки были подняты, и она кричала: «Форте, форте!». А я сидела за фортепиано и улыбалась. А потом получилось, что табуреточка отломилась, а я осталась за пианино: руки прилипли к клавиатуре. И я поняла, что мы с пианино неразлучны. Заниматься бывает трудно, конечно, злюсь на себя иногда. Но все равно ставлю цели, и стараюсь их добиваться. Я так обрадовалась, когда узнала, что буду играть с оркестром, что просто невозможно передать словами».
Автор видео Виктор ШЕМШУРА.
А вот у Полины все начиналось иначе. Первой «скрипкой» для нее стали два карандаша, которые она брала в руки так, чтобы имитировать игру на полюбившемся инструменте. Познакомилась с ним она, случайно задержавшись у экрана телевизора, по которому транслировался большой концерт классической музыки. «Когда крупным планом показали скрипку, что-то необъяснимое произошло», – вспоминает девочка. Это было почти восемь лет назад. Сегодня Полине 13, она готовится поступать в ЦМШ при Московской государственной консерватории. Экзамены через год. А пока – еще один замечательный шанс в копилку опыта игры с оркестром.
Полина Гримайло – ученица 7 класса МШ №1 (специальность «Скрипка», класс Л. А. Денисовой), 13 лет: «Первым в жизни конкурсом – мне тогда было восемь лет – был конкурс им. Д.Б. Кабалевского, там я стала лауреатом III степени. Успех вдохновил, но то, что работать нужно все больше и больше, поняла гораздо позже. В первом классе занималась по часу, правда тогда еще училась у другого педагога. Потом, когда перешла в класс Ларисы Адольфовны, мне поменяли в учебном процессе очень много, и я год переучивалась, и в какой-то момент отчетливо поняла, что ничего не достигну без серьезных занятий дома. Одних уроков в школе для постоянно роста мало, конечно. Без частых и многочасовых репетиций ничего не получится. Сейчас я играю по четыре, а то и по пять часов в день. Музыка – это мой выбор, поэтому работа над собой для совершенствования себя же не напрягает. Конечно, нелегко бывает, но я не знаю такого стоящего дела в жизни, где все бы получалось, а ты при этом не прилагал бы никаких усилий.
Выступление на сцене с оркестром – это необыкновенно интересно. Ведь с тобой вместе играет не один только концертмейстер на фортепиано, а много-много музыкантов, звучит много инструментов, и все они по-разному. Ощущать себя внутри всего этого очень здорово. Я бы даже сказала, что это игра не с оркестром, а с дирижером: оркестр слушает дирижера, а дирижер – тебя. Если ты хочешь сказать что-то, музыкально выразить, то говоришь это не оркестру, а дирижеру. Не все музыканты, например «духовики», играющие далеко сзади, могут тебя услышать, увидеть и понять твой посыл. Но это видит и понимает дирижер. Но, конечно, когда ты играешь, ты слушаешь оркестр. Вообще это прекрасно, что есть возможность так выступать, получить такой опыт у нас в Севастополе, пока я доучиваюсь и готовлюсь продолжать образование в другом городе».
В этом году уже одиннадцатый по счету концерт "Юные дарования Севастополя" в рамках проекта "Дети – Детям" традиционно прошел в центре культуры и искусств и впервые в двух отделениях. Открыли вечер гости сцены – юные музыканты музыкальной школы из поселка городского типа Партенит, участники Детского камерного оркестра «Виртуозы Партенита» им. Василия Шинкаренко.
Выступления севастопольских ребят в возрасте от 6 до 15 лет охватили все второе отделение. Открыло его трехчастное «Концертино» Йозефа Гайдна в исполнении семилетней Тамары Петровой, которую на сцене сменила самая маленькая участница концерта – шестилетняя скрипачка Ева Плакун. Cвои музыкальные способности, артистизм и умение работать «в одной связке» с оркестром смогли продемонстрировать широкой публике воспитанники севастопольских детских музыкальных школ №1, №3 и № 5, а также ученики единственной в городе общеобразовательной школы со специализированным музыкально-хоровым профилем (№ 57).
На этот раз в программе прозвучали известные суть классические произведения, доступные с точки зрения техники и исполнительского мастерства для детей. Концертный зал и сердца зрителей по очереди наполняла музыка Баха, Ридинга, Сарасате, Сен-Санса. Нашлось место и джазовым композициям, успевшим ставшим своего рода классикой, благодаря таким талантам как Эрролл Гарнер и Джордж Гершвин. В детских и юношеских руках музыка оживала по-особенному, так же по-особенному впечатляя взрослые сердца.
Лариса Дудкина – и. о. начальника Главного управления культуры г. Севастополя: «Такой опыт для ребенка, как выступление на сцене – это очень важно. А выступление вместе с оркестром важно вдвойне. Это такая еще одна школа жизни, это какой-то барьер, какой-то особенный этап, преодолев который юный человек переходит на совершенно другой уровень своего профессионального и творческого развития. Все таланты мобилизуются этот момент, который обязательно служит новым толчком, катализатором. Я надеюсь, что в нашем городе будет реализовываться еще огромное количество проектов. И конечно же всегда приятно, если большая их часть направлена на поддержку нашего юного подрастающего поколения, поскольку дети – наше будущее, и, конечно, вкладывать нужно в них, в наших детей».
За годы проведения концерты «Юные дарования Севастополя» в рамках проекта «Дети – детям» набирали популярность, меняли масштаб и формат. Сегодня помимо основной музыкальной части их программа включает небольшую лекционную часть, в которой ведущая – профессиональный лектор-музыковед знакомит зрителей с биографиями музыкантов, историями возникновения музыкальных терминов, историей рождения идей и процессом создания мировых шедевров классики. Вход для детей, приходящих на такие концерты в сопровождении взрослого, бесплатный.
За все время действия проекта в рамках концерта «Юные дарования Севастополя» выступили сотни севастопольских ребят, многие из которых продолжили музыкальное образование в высших учебных заведениях материковой России, Украины и за рубежом. Некоторые выпускники севастопольских музыкальных школ сегодня живут делеко за пределами родного города, оставшись работать и преподавать в городах Европы и Америки, но продолжая возвращаться хотя бы раз в году, чтобы выступить перед публикой, когда-то наблюдавшей их первые шаги в большой музыке.