Народный артист РФ, академик РАЕН, профессор и заведующий кафедрой специального фортепиано Российской Академии музыки им. Гнесиных, пианист-виртуоз Юрий Розум впервые лично прослушал юных севастопольских музыкантов – потенциальных претендентов на стипендию Международного благотворительного Фонда, основанного им 12 лет назад с целью помогать и материально поддерживать одаренных детей России, и заявил о своем намерении открыть в Севастополе и Крыму представительство Фонда.


«Теперь, когда Севастополь – российский город, мы с полным правом можем здесь появиться и совместными усилиями поддерживать наши таланты. За годы существования Фонда уже сотни одаренных детей были поддержаны и материально – ежемесячными стипендиями, и творчески – участием в мастер-классах и конкурсах, и по программе «Дети – детям» нравственно. Уже открыто еще два фонда – один в Петропавловске-Камчатском, другой в Беларуси, в Минске. И вот теперь судьба привела нас в Крым и Севастополь. Я надеюсь, что с этого дня, с этого вечера начнется наша с вами очень крепкая дружба». 

Фото: Анна Петрова

Об этом маэстро сообщил гостям музыкального вечера, который вместе с тремя стипендиатками Фонда Юрия Розума – сестрами-пианистками Давнис, тринадцатилетней Ольгой и одиннадцатилетней Ксенией, а также вокалисткой Аленой Ростовской подарил севастопольцам в центре культуры и искусств. Последний раз пианист выступал здесь более 20 лет назад, в конце 80-х, тогда еще как солист Московской областной филармонии.

В интервью для "Мостпресс" свой нынешний приезд в Севастополь музыкант назвал "презентационным, ознакомительным" и, конечно, долгожданным. 

«Мы хотели в этот раз познакомить с нашей деятельностью севастопольцев и показать себя. А уже в следующий приезд смотреть местных ребят. Пока осуществить это нет такой возможности – просто нет времени. Обычно основной отбор проходит у нас в Москве – не мы приезжаем, к нам приезжают. Но мы слушаем и диски, которые нам присылают, и заключаем соглашения с различными конкурсами, победители которых получают шанс стать нашими стипендиатами или же получить какую-то премию от Фонда, или возсожность принимать участие в наших акциях. Во время своих гастролей я также могу кого-то услышать. 

Фото: Анна Петрова

Мы планируем сотрудничать с Севастополем, с музыкальными школами здесь и в других городах Крыма. Для меня это очень родная земля: я всю юность и молодость здесь провел, каждое лето сюда приезжал, а потом связь прервалась. И я хочу ее восстанавливать, очень хочу. Уверен, что здесь найдутся дети, которые будут успешно принимать участие в наших акциях, концертах, программах, и, может быть, станут нашими стипендиатами. Сейчас я думаю о том, чтобы открыть здесь отделение Фонда. Надо будет все обдумать, оглядеться. Не будем бежать впереди событий. Сначала нужно приехать, посмотреть и послушать». 

Время для короткого ознакомительного визита музыкант все-таки нашел. На следующий день после концерта, 15 октября, он посетил севастопольскую музыкальную школу №1 имени Н. А. Римского-Корсакова, где свои неординарные способности ему продемонстрировали двое юных пианистов – двенадцатилетняя Женя Крутова, ученица Натальи Тимошенко, и лауреат многочисленных конкурсов, в том числе всероссийских, десятилетний Савелий Хайло – воспитанник Жанны Черкашиной. 

Фото: Анна Петрова. Архив "Мостпресс"

Комментируя выступления, Юрий Александрович отметил, что дети обладают «хорошими навыками, хорошей школой, для своих лет много чего умеют и уверенно владеют инструментом». Без фото на память, конечно, не обошлось.

Фото: Надежда Хайло

Могут ли именно эти ребята рассчитывать на участие в программе Фонда, равно как и на стипендию, говорить пока рано: окончательное решение маэстро сможет принять весной следующего года, когда намерен в очередной раз посетить Севастополь для более тесного знакомства с как можно большим числом потенциальных претендентов.

Ну а пока, до следующей встречи, Юрий Розум оставил севастопольцам воспоминания о своем собственном великолепном исполнении произведений Шопена. Это один из его любимых композиторов, с именем которого, как выяснилось, в какой-то мере связана не только жизнь самого пианиста, но и история его семьи.

Интересными фактами, иллюстрирующими эту связь, он поделилися с Мостпресс.

«Мой дедушка влюбился в мою бабушку, концертирующую пианистку, именно слушая "ее Шопена": услышал ее на концерте, она ему безумно понравилась и как пианистка, и как девушка, стал за ней ухаживать. Возник роман, и они поженились. Дед был из семьи священников: отец его был сельским священником, жил под Тулой, а один из двоюродных дедов был архиепископом Тульским. Сам же он сбежал из семинарии и ушел в сельское хозяйство. А вскоре, несмотря на юный возраст, занял высокий пост. Всегда любил музыку, и вот так с Шопена все началось. А потом, через поколение, я родился. И родился в день рождения Шопена, 22 февраля. Так вот сложилось.

Фото: Анна Петрова

В моем репертуаре действительно было и есть очень много произведений Шопена, есть несколько «шопеновских» программ, записаны диски с шопеновскими произведениями. Мне всегда нравилось играть его музыку. С детства я играл его ноктюрны, вальсы, этюды.

У самого Шопена было свое очень такое тактичное и тонкое прикосновение к роялю. Но для меня Шопен – это очень мужественная музыка, совершенно не изнеженная и не пахнущая духами. Там есть и форте, и фортиссимо, и пианиссимо – бесконечное количество красок и градаций. Мне нравится, когда Шопена играют, так сказать, «по-мужски». Так, как играл Горовец, Рахманинов, Рубинштейн.

Мне кажется, что там невероятный запас силы и чисто духовной мощи. Ведь фортепианное звучание будет ярким не тогда, когда просто физическая громкость будет большая достигнута, а именно в достижении каких-то высших точек. Например, если начать с трех пиано и прийти к форте, может быть, эффект будет больше, чем если начать с меццо-форте и прийти к форте.

Шопен имеет особое для меня значение. Но вообще музыка настолько многообразна, и настолько в разные моменты жизни ты по-разному относишься к тем или иным произведениям и композиторам, что сказать раз и на всю жизнь про кого-то "это мой самый любимый композитор" – так нельзя. Нельзя какого-то одного единого гения предпочесть всем другим. Многие композиторы потрясающие, и каждый из них внес свой вклад, вписал свое имя в страницы человеческой истории. Они все важны».

Фото: Анна Петрова 

В репертуаре Юрия Розума более 30 сольных программ, состоящих из произведений выдающихся композиторов-классиков и романтиков разных стран и эпох, десятки концертов для фортепиано с оркестром. В год он дает порядка 300 концертов и около 50 мастер-классов в разных регионах России и за рубежом. Теперь его возвращения с нетерпением ждут и в Севастополе – как зрители, так и музыканты разных возрастов.