Не могу поверить. Неужели правда?

Озадаченно роюсь в памяти и пересчитываю заново. Все так. От «той моей Москвы» сегодня отделяет ровно четверть века. Первый и последний раз я была там 25 лет назад. 

Шел смутный 1990-й год, когда наш Севастопольский молодежный эстрадно-симфонический оркестр (тогда им руководил талантливейший дирижер, поэт, композитор и удивительной душевной широты человек Борис Миронов) отправился с гастролями по Золотому кольцу России. Тогда-то мы и оказались в столице. Правда, проездом. 

Помню, что долгожданная та поездка пробивалась через Управление культуры крайне трудно и с боями, после которых Борис Алексеевич долго не мог прийти в себя, а когда приходил – выводил из состояния покоя весь оркестр, заставляя переигрывать, репетируя по 2,5 часа вместо полутора. В дороге он все время нервничал, что не могло не сказаться на качестве внеплановых экскурсий по неосновным маршрутам. Так что воспоминаний от увиденного осталось крайне мало, а впечатления оказались не такими яркими, какими рисовало их воображение восторженного тринадцатилетнего подростка. В тот раз я пообещала себе, что непременно вернусь сюда при первой возможности, и тогда нашему знакомству с городом никто и ничто не помешает. 

Но время шло, а ни первой, ни второй, ни какой-то другой возможности не появлялось. Мечта еще раз увидеть столицу моей когда-то огромной и нерушимой Родины рушилась частями вместе с огромностью и нерушимостью, сперва оказавшись вытесненной в дальний пыльный ряд не первоочередных задач, а потом и вовсе «мечт несбыточных». Глубоко пущенные корни держали крепко. А долгожданный «”Камаз” с конфетами», который, как предрекали друзья еще на 20-летие, должен был непременно перевернуться на моей улице, судя по всему, проследовал другим маршрутом. Все это, усугубленное отсутствием родственников или хотя бы друзей в Москве, не оставляло никаких надежд оказаться там в обозримом будущем.

– Добрый вечер. Это Агентство стратегических инициатив. Вы могли бы уделить две минутки, чтобы ответить на несколько вопросов?  

На несколько вопросов? В половину восьмого вечера? Первая мысль, которая пришла в голову, занятую темами, как мне казалось, более актуальными, чем те, которые мы сейчас должны будем обсуждать: «Совсем потеряли совесть – беспокоить людей анкетированием в такой час». Хорошо, что кроме первой мысли была и вторая:  

– Добрый. Какое, простите, агентство?

Уже спустя несколько секунд я пожалею, что мой голос прозвучал так недружелюбно.

Девушка по ту сторону трубки смущенно продолжила:

– Стратегических инициатив. Вы стали нашим лауреатом. И я звоню спросить, сможете ли вы приехать на церемонию награждения 15 октября. Мы оплачиваем дорогу и проживание в гостинице на одни сутки. Будем рады вас видеть.

От неожиданности я не сразу сообразила, что и как в таких случаях следует отвечать. С того момента, как была подана первая в моей жизни заявка на участие в конкурсе, прошло целых два месяца. Надеяться на то, что это предприятие обернется для меня каким-то успехом, я уже перестала... И вообще 15 октября – это же четверг, рабочий день... О чем я вообще думаю?!

– Вы меня застали врасплох. Я очень рада и растерялась, извините. А где будет проходить награждение?

Моя собеседница, похоже, удивилась вопросу, но добродушно и весело сказала: 

– В Москве.

 

Когда по прилету я поблагодарю стюардессу за предложение пересесть с моего не самого удобного места на свободное – у иллюминатора, через который, почти не отрываясь, буду смотреть и фотографировать, и признаюсь ей, что это был мой первый в жизни полет, ее глаза безотчетно округлятся. Какое-то время девушка будет разглядывать меня, как диковинное ископаемое, подающее признаки жизни. Потом неловко спохватится и, улыбаясь, пожелает других удачных и многообещающих рейсов. А я, восторженная и счастливая, ощущая невероятную легкость от того, что преодолела многолетний барьер страха, который, казалось, никогда не позволит мне подняться на борт, буду чувствовать себя едва ли не Валентиной Терешковой. Но все это будет потом. А пока...  

Ночь перед отбытием прошла для меня так же, как и однажды в поросшем мхом прошлом – в канун моего первого 1 сентября: заснуть удалось ближе к утру. Голова раскалывалась от мыслей. Я думала об оказии, нежданно-негаданно изменившей настроение и планы, о далеком и таком родном городе, в котором была невероятно давно. И о самолете. Интересно, а хватит ли там всем парашютов, случись что-то?  

Моей машиной времени стал Boeing 757-200. И парашютов специально для страдающих аэрофобией на нем не оказалось. Сама возможность покинуть пассажирский самолет таким способом вообще не предусмотрена. Хорошо, что я узнаю об этом только, когда вернусь.   

До крымской столицы рейсовый автобус доставил меня за два часа. До отлета оставалось еще три, так что времени на то, чтобы понервничать без повода, а «просто потому что», хватило сполна. Наконец решаюсь пройти регистрацию и получить посадочный талон. Какое-то время кручусь возле пункта контроля, прежде чем пройти в "отстойник", как пикантно называют бывалые зал ожидания посадки.

Мой исторический рейс – NN 344 «Симферополь-Москва».

Единственный кадр, на котором удалось запечатлеть свой первый в жизни самолет, я смогла снять только на камеру мобильного телефона. Качество оставляет желать лучшего, но обновить фотоархив не удалось: сотрудница аэропорта, руководившая курсированием пассажиров к трапу, вежливо закричала, что снимать здесь запрещено. Так что так.   

Вылет задержали минут на пятнадцать. Как мне показалось – из-за ожидания опаздывавших пассажиров, багаж которых в конце-концов стали выгружать. Возможно, были и другие причины. Я все еще продолжала думать о пилоте: «чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел». Но вот где-то глубоко под сиденьем дрогнуло, потом рыкнуло. Сердце мое сжалось. Поехали... Помчались... Уух! По-ле-те-ли! 

Мне трудно вспомнить, когда еще я, будучи уже не ребенком, испытывала такой же запредельный детский восторг.  

Небо под крылом самолета. Мой сказочный рейс NN 344. Фото: Анна Петрова
Довольно быстро самолет набрал высоту и занырнул в облака. Ощущение себя "в нигде" немного смущало. Оно напомнило мне чувство, которое испытываешь, глядя в окно поезда, летящего по тоннелю на участках "хоть глаз выколи". Но ассоциативные связи – сильная штука, и мрак здесь определенно проигрывал. Белизна за иллюминатором слепила глаза, заставляя жмуриться и улыбаться. От страха не осталось даже воспоминания. 
Выныриваем и делаем крутой поворот. Горизонт сперва наклонился, потом как-то странно изгогнулся. Снежно-белые воздушные массы теперь продолжали метаморфозить далеко внизу. В какой-то момент они вдруг застыли. Если бы до этого я спала, и меня внезапно разбудили сообщить, что мы сбились с курса и сейчас где-то на краю земли, над Арктикой, я бы поверила. 
Мой сказочный рейс NN 344. Фото: Анна Петрова

А это удивительное по красоте – для неподготовленных, вроде меня, прямо-таки мистическое, а не оптическое явление "глория" было заснято на высоте 5 000 метров где-то уже над Подмосковьем благодаря участию пассажира, сидевшего в соседнем ряду на другой стороне. Призрак по ту сторону иллюминатора – тень от нашего самолета, появившаяся в радужном ореоле на облаке напротив источника света.

Глория. Оптическое явление в облаках. Вид из самолета
Телепортация завершена. С момента подъема на самолет до спуска на землю в новых широтах прошло 2,5 часа. Ловлю себя на том, что стою, оглядываясь вокруг, и улыбаюсь. "Ну, здравствуй. Вот и свиделись", – говорю едва ли не вслух. Понимаю, что выгляжу сбежавшим пациентом, и начинаю движение – подальше от остановившихся на мне любопытных глаз. 
Пару раз свернув не туда в здании аэропорта, наконец, добираюсь до выхода/входа и направляюсь к местку парковки – организаторы обещали встречать. Площадка чем-то напомнила мне автодром автошколы: кругами и "восьмерками", то начиная движение, то тормозя, дружно кружились веселенькие "разрисованные" машинки – знаменитые столичные "желтые такси". Зрелище выглядело ярко и контрастно на фоне хмурого московского неба с вяло плывущими по нему облаками. Хотя, по правде сказать, погода в тот день оказалась почти такой же, как в Севастополе: обещанные Москве + 6 были очень похожи на наши +16. 
Аэропорт Домодедово. Москва. Фото: Анна Петрова

Дальше все происходило, кажется, еще стремительнее, чем там, наверху. Первыми после очаровашек-такси порадовали березки, растущие прямо вдоль трассы. 

Фото: Анна Петрова
На счастье, большую часть пути никаких пробок не было, и дорога до отеля на Ольховской улице заняла полтора часа. Правда, как мне объяснили, на метро все произошло бы еще быстрее. Может, и так. Но на этот раз автовариант устраивал больше.
Если на дорогах Подмосковья еще случалось встретить представителей отечественного автопрома родом из 80-х–90-х, то вот в самом городе, как мне показалось, такое явление – скорее исключение, чем правило. Укрепилась в желании непременно вернуться сюда на своей старенькой "десятке": порвать шаблоны.
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
А вот и пробки. Они караулили нас по дороге из отеля в Театральный центр "На Страстном", где должны были пройти торжества. Четверг, 18-30. Как объяснил "мой водитель" – самое время: к концу недели, на выходные, в город многие "подтягиваются" из области. И развернуться становится негде, особенно вечерами. Больше часа мы ползли от одного светофора к другому. До начала мероприятия оставалось каких-то 10 минут, но ничто не предвещало, что мы будем двигаться быстрее. Разве что пешком.
Зато я успела полюбоваться фасадами зданий по обе стороны дороги – это необыкновенно красивое зрелище. Почти все они оформлены архитектурной подсветкой. Причем не только дома на центральных улицах, но и на улицах вполне себе скромных. Особенно роскошно в этом современном световом декоре смотрятся возведенные в конце XIX – середине XX вв. здания с колоннами, арками, балконами с лепными консолями – постройки в строгом классическом стиле и стиле ренессанс. Точно такие же украшают и сегодня центральное кольцо Севастополя. Я разглядывала московские улицы и видела театр им. А. В. Луначарского, музей им. М. П. Крошицкого и музей Черноморского Флота, Дворец детства и юности, библиотеку им. Л. Н. Толстова и другие прекрасные здания. Как бы им пошел такой "вечерний look"!   
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Чудестный вечер награждений, встреч и знакомств стал яркой вспышкой, оставившей после себя много приятных воспоминаний. И вот все те же желтые очаровашки "разбирают" слишком задержавшихся. Водитель благосклонно позволил сфотографировать его рядом со своим унифицированным таксомтором, выгодно выделяющимся, как и все, ему подобные, на фоне общего машинопотока и днем, и ночью. 
В Севастополе предложение властей перекрасить кузовы в узнаваемый желтый и белый цвета со знакомыми "шашечками" сообщество таксистов восприняло неоднозначно. Многие работают сезонно, заключая временные договора с диспетчерскими фирмами, так что перспектива мимикрировать и легализовать деятельность надолго, для них не самая радужная. Да и времена не самые удачные. Вопрос подвис... Вообще, конечно, красиво. Да и разумно. Да простят меня несогласные.
Улицы Москвы. Желтые такси. Фото: Анна Петрова
Утренняя Москва встречала солнечно и гостеприимно. Порадоваться этому в полной мере удалось благодаря шоферу автомобиля, предоставленного организаторами моего визита в столицу. За что им и ему лично отдельное спасибо.
Вместо того, чтобы избавиться от надоедавшей вопросами пассажирки и отвезти ее поскорее обратно в Домодедово (вылет в 12-55 действительно обязывал поторопиться), Алексей полтора часа кругами возил меня по центральным улицам, время от времени приостанавливаясь, чтобы дать успеть сделать кадр. Я была счастлива. Владельцы авто, следовавших сзади, судя по отражению их лиц в зеркале дальнего вида, восторга не разделяли. Но терпели – не сигналили: что возьмешь с восхищенной банальными для них вещами провинциалки?  
 Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова

С 1-ого Басманного переулка свернули направо, и с дороги открылся вот такой живописный вид. 

Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
А на этом участке пути новенькие патриотичные трамваи прошли нам навстречу один за другим, как в парадной колонне. 
Улицы Москвы. Патриотичные трамваи. Фото: Анна Петрова

Были и вот такие ретро-варианты, навевающие воспоминания о советском детстве. Во времена, когда по Севастополю ходили троллейбусы похожего дизайна, сидячие места в них, по обыкновению, занимали ветераны, женщины и дети. Сегодня же в новых (особенно в новых) моделях любого пассажирского транспорта среди едущих с комфортом все чаще можно увидеть новые модели мужчин. С Москвой у нас в этой части отличий мало. О времена! О нравы!  

Улицы Москвы. Ретро-трамваи. Фото: Анна Петрова

Несколько москвичей совершенно разных профессий и социального статуса, с которыми удалось пообщаться за эти мимолетные сутки, одинаково уважительно отзывались о мэре Собянине. Хвалили за хозяйственность, за новшества, и особенно за дороги, которые продолжают активно ремонтироваться и расширяться. Больная тема – паркинг. Организация новых мест стоянки и контроль за существующими с внедрением системы льгот – также задачи в числе приоритетных.

Восьмиполосные и десятиполосные шоссе – впечатляющее, конечно, зрелище.  

Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Посольское подворье. Фото: Анна Петрова

Посольское подворье – комплекс, построенный на Ильинке еще в XVII веке, и успевший претерпеть за это время множество метаморфоз. Сегодня он являет собой оригинальный синтез эклектики и барокко. Скульптуры, лепные гирлянды, колонны, ажурные балкончики. В свете бликующих на солнце стекол современного здания напротив – все это покорило меня с первого взгляда. Сказочная красота. 

Улицы Москвы. Посольское подворье. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова

Сворачиваем на Варварку – одну из трех улиц, вместе с Никольской и Ильинкой, образующих древнейший район Москвы –Китай-город. Именно по ней въезжал в Кремль князь Дмитрий Донской, возвращавшийся в 1384 году с Куликовской битвы. Этой же дорогой в 1671 году везли на казнь к Васильевскому спуску, на Болотную площадь, Степана Разина. Спускаемся мимо церквей Максима Блаженного и Варвары Великомученицы и делаем очередной «круг почета» – последний. 

Улицы Москвы. ул. Варварка. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
 
Улицы Москвы .Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова 
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Государственная дума. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Большой театр. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Вид с моста. Фото: Анна Петрова
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова

Чего не хотелось делать, так это смотреть на часы.

Я точно знала, что мое время, отведенное на автопробег, исчерпано. Пора. 

И снова прямо над головой один за другим пролетают самолеты, а справа и слева – березки. И дачи.

У водителя Алексея тоже есть дача. «Конечно, не в этом районе, – говорит он и смеется. – Я удивляюсь, когда меня, бывает, спрашивают, зачем она мне: лишние ведь заботы. Спросите лучше, как можно без нее. Я даже когда работаю там – отдыхаю. Природа, тишина – сказка! А в городе по-настоящему не могу отдохнуть никогда»...  Еще бы. 

Подмосковье. Фото: Анна Петрова

На этот раз досталось место «у крыла», с меньшей обзорностью. Зато почти не было облаков, и, умело изогнувшись, многое там внизу можно было прямо-таки детально рассмотреть. 

Какой, оказывается, красивый наш Крым с высоты полета пассажирского Boeing. Сказочно красивый.   

Фото: Анна Петрова

Продолжаю ощущать себя Золушкой в сапогах. Ощущение телепортации из сказки не покидает. Маленький триумф в большом, еще вчера таком далеком городе. И самолет, на который я все-таки взошла.  

Не могу поверить. Неужели правда? 

Понравилось? (3)

Комментарии: