Не могу поверить. Неужели правда?
Озадаченно роюсь в памяти и пересчитываю заново. Все так. От «той моей Москвы» сегодня отделяет ровно четверть века. Первый и последний раз я была там 25 лет назад.
Шел смутный 1990-й год, когда наш Севастопольский молодежный эстрадно-симфонический оркестр (тогда им руководил талантливейший дирижер, поэт, композитор и удивительной душевной широты человек Борис Миронов) отправился с гастролями по Золотому кольцу России. Тогда-то мы и оказались в столице. Правда, проездом.
Помню, что долгожданная та поездка пробивалась через Управление культуры крайне трудно и с боями, после которых Борис Алексеевич долго не мог прийти в себя, а когда приходил – выводил из состояния покоя весь оркестр, заставляя переигрывать, репетируя по 2,5 часа вместо полутора. В дороге он все время нервничал, что не могло не сказаться на качестве внеплановых экскурсий по неосновным маршрутам. Так что воспоминаний от увиденного осталось крайне мало, а впечатления оказались не такими яркими, какими рисовало их воображение восторженного тринадцатилетнего подростка. В тот раз я пообещала себе, что непременно вернусь сюда при первой возможности, и тогда нашему знакомству с городом никто и ничто не помешает.
Но время шло, а ни первой, ни второй, ни какой-то другой возможности не появлялось. Мечта еще раз увидеть столицу моей когда-то огромной и нерушимой Родины рушилась частями вместе с огромностью и нерушимостью, сперва оказавшись вытесненной в дальний пыльный ряд не первоочередных задач, а потом и вовсе «мечт несбыточных». Глубоко пущенные корни держали крепко. А долгожданный «”Камаз” с конфетами», который, как предрекали друзья еще на 20-летие, должен был непременно перевернуться на моей улице, судя по всему, проследовал другим маршрутом. Все это, усугубленное отсутствием родственников или хотя бы друзей в Москве, не оставляло никаких надежд оказаться там в обозримом будущем.
– Добрый вечер. Это Агентство стратегических инициатив. Вы могли бы уделить две минутки, чтобы ответить на несколько вопросов?
На несколько вопросов? В половину восьмого вечера? Первая мысль, которая пришла в голову, занятую темами, как мне казалось, более актуальными, чем те, которые мы сейчас должны будем обсуждать: «Совсем потеряли совесть – беспокоить людей анкетированием в такой час». Хорошо, что кроме первой мысли была и вторая:
– Добрый. Какое, простите, агентство?
Уже спустя несколько секунд я пожалею, что мой голос прозвучал так недружелюбно.
Девушка по ту сторону трубки смущенно продолжила:
– Стратегических инициатив. Вы стали нашим лауреатом. И я звоню спросить, сможете ли вы приехать на церемонию награждения 15 октября. Мы оплачиваем дорогу и проживание в гостинице на одни сутки. Будем рады вас видеть.
От неожиданности я не сразу сообразила, что и как в таких случаях следует отвечать. С того момента, как была подана первая в моей жизни заявка на участие в конкурсе, прошло целых два месяца. Надеяться на то, что это предприятие обернется для меня каким-то успехом, я уже перестала... И вообще 15 октября – это же четверг, рабочий день... О чем я вообще думаю?!
– Вы меня застали врасплох. Я очень рада и растерялась, извините. А где будет проходить награждение?
Моя собеседница, похоже, удивилась вопросу, но добродушно и весело сказала:
– В Москве.
Когда по прилету я поблагодарю стюардессу за предложение пересесть с моего не самого удобного места на свободное – у иллюминатора, через который, почти не отрываясь, буду смотреть и фотографировать, и признаюсь ей, что это был мой первый в жизни полет, ее глаза безотчетно округлятся. Какое-то время девушка будет разглядывать меня, как диковинное ископаемое, подающее признаки жизни. Потом неловко спохватится и, улыбаясь, пожелает других удачных и многообещающих рейсов. А я, восторженная и счастливая, ощущая невероятную легкость от того, что преодолела многолетний барьер страха, который, казалось, никогда не позволит мне подняться на борт, буду чувствовать себя едва ли не Валентиной Терешковой. Но все это будет потом. А пока...
Ночь перед отбытием прошла для меня так же, как и однажды в поросшем мхом прошлом – в канун моего первого 1 сентября: заснуть удалось ближе к утру. Голова раскалывалась от мыслей. Я думала об оказии, нежданно-негаданно изменившей настроение и планы, о далеком и таком родном городе, в котором была невероятно давно. И о самолете. Интересно, а хватит ли там всем парашютов, случись что-то?
Моей машиной времени стал Boeing 757-200. И парашютов специально для страдающих аэрофобией на нем не оказалось. Сама возможность покинуть пассажирский самолет таким способом вообще не предусмотрена. Хорошо, что я узнаю об этом только, когда вернусь.
До крымской столицы рейсовый автобус доставил меня за два часа. До отлета оставалось еще три, так что времени на то, чтобы понервничать без повода, а «просто потому что», хватило сполна. Наконец решаюсь пройти регистрацию и получить посадочный талон. Какое-то время кручусь возле пункта контроля, прежде чем пройти в "отстойник", как пикантно называют бывалые зал ожидания посадки.
Мой исторический рейс – NN 344 «Симферополь-Москва».
Единственный кадр, на котором удалось запечатлеть свой первый в жизни самолет, я смогла снять только на камеру мобильного телефона. Качество оставляет желать лучшего, но обновить фотоархив не удалось: сотрудница аэропорта, руководившая курсированием пассажиров к трапу, вежливо закричала, что снимать здесь запрещено. Так что так.
Вылет задержали минут на пятнадцать. Как мне показалось – из-за ожидания опаздывавших пассажиров, багаж которых в конце-концов стали выгружать. Возможно, были и другие причины. Я все еще продолжала думать о пилоте: «чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел». Но вот где-то глубоко под сиденьем дрогнуло, потом рыкнуло. Сердце мое сжалось. Поехали... Помчались... Уух! По-ле-те-ли!
Мне трудно вспомнить, когда еще я, будучи уже не ребенком, испытывала такой же запредельный детский восторг.
А это удивительное по красоте – для неподготовленных, вроде меня, прямо-таки мистическое, а не оптическое явление "глория" было заснято на высоте 5 000 метров где-то уже над Подмосковьем благодаря участию пассажира, сидевшего в соседнем ряду на другой стороне. Призрак по ту сторону иллюминатора – тень от нашего самолета, появившаяся в радужном ореоле на облаке напротив источника света.
С 1-ого Басманного переулка свернули направо, и с дороги открылся вот такой живописный вид.
Улицы Москвы. Патриотичные трамваи. Фото: Анна Петрова |
Были и вот такие ретро-варианты, навевающие воспоминания о советском детстве. Во времена, когда по Севастополю ходили троллейбусы похожего дизайна, сидячие места в них, по обыкновению, занимали ветераны, женщины и дети. Сегодня же в новых (особенно в новых) моделях любого пассажирского транспорта среди едущих с комфортом все чаще можно увидеть новые модели мужчин. С Москвой у нас в этой части отличий мало. О времена! О нравы!
Несколько москвичей совершенно разных профессий и социального статуса, с которыми удалось пообщаться за эти мимолетные сутки, одинаково уважительно отзывались о мэре Собянине. Хвалили за хозяйственность, за новшества, и особенно за дороги, которые продолжают активно ремонтироваться и расширяться. Больная тема – паркинг. Организация новых мест стоянки и контроль за существующими с внедрением системы льгот – также задачи в числе приоритетных.
Восьмиполосные и десятиполосные шоссе – впечатляющее, конечно, зрелище.
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова |
Улицы Москвы. Посольское подворье. Фото: Анна Петрова |
Посольское подворье – комплекс, построенный на Ильинке еще в XVII веке, и успевший претерпеть за это время множество метаморфоз. Сегодня он являет собой оригинальный синтез эклектики и барокко. Скульптуры, лепные гирлянды, колонны, ажурные балкончики. В свете бликующих на солнце стекол современного здания напротив – все это покорило меня с первого взгляда. Сказочная красота.
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова |
Сворачиваем на Варварку – одну из трех улиц, вместе с Никольской и Ильинкой, образующих древнейший район Москвы –Китай-город. Именно по ней въезжал в Кремль князь Дмитрий Донской, возвращавшийся в 1384 году с Куликовской битвы. Этой же дорогой в 1671 году везли на казнь к Васильевскому спуску, на Болотную площадь, Степана Разина. Спускаемся мимо церквей Максима Блаженного и Варвары Великомученицы и делаем очередной «круг почета» – последний.
Улицы Москвы. Большой театр. Фото: Анна Петрова |
Улицы Москвы. Вид с моста. Фото: Анна Петрова |
Улицы Москвы. Фото: Анна Петрова |
Чего не хотелось делать, так это смотреть на часы.
Я точно знала, что мое время, отведенное на автопробег, исчерпано. Пора.
И снова прямо над головой один за другим пролетают самолеты, а справа и слева – березки. И дачи.
У водителя Алексея тоже есть дача. «Конечно, не в этом районе, – говорит он и смеется. – Я удивляюсь, когда меня, бывает, спрашивают, зачем она мне: лишние ведь заботы. Спросите лучше, как можно без нее. Я даже когда работаю там – отдыхаю. Природа, тишина – сказка! А в городе по-настоящему не могу отдохнуть никогда»... Еще бы.
Подмосковье. Фото: Анна Петрова |
На этот раз досталось место «у крыла», с меньшей обзорностью. Зато почти не было облаков, и, умело изогнувшись, многое там внизу можно было прямо-таки детально рассмотреть.
Какой, оказывается, красивый наш Крым с высоты полета пассажирского Boeing. Сказочно красивый.
Продолжаю ощущать себя Золушкой в сапогах. Ощущение телепортации из сказки не покидает. Маленький триумф в большом, еще вчера таком далеком городе. И самолет, на который я все-таки взошла.
Не могу поверить. Неужели правда?