"Я с трудом представляю себе отдых на кладбище". Чиновник острит в ответ на упоминание о проекте реконструкции заброшенного караимского кладбища, который мог бы предполагать появление здесь если не историко-культурного центра, то такого места, где можно было бы даже отдохнуть. Речь шла об облагорожении территории памятника истории местного значения: появлении здесь зеленых насаждений, скамеек, дорожек, информационных щитов – то есть всего того, что делает объект привлекательным ввиду его нынешнего расположения, а не гнетущим. На эту тему в интервью Мостпресс прошлой весной много говорил председатель караимской общины Севастополя, Евгений Баккал.
В этом году исполняется ровно 50 лет, как некрополь закрыли. Потом забыли. А город рос.
ТРАНСКРИПТ БЕСЕДЫ (СОКРАЩЕНО) НА ВИДЕО: 26.56 – 31.53
Анна Петрова: Какова же дальнейшая судьба кладбища, заброшенного, разбитого и почти забытого сегодня?
Владимир Рябых: На счет этого места можете быть совершенно спокойны. Да, там участок отведен, там караимское кладбище. Но там еще и еврейское иудейское... В 2002 году распоряжением Севастопольской тогда городской администрации и горсовета этот объект был внесен в списки памятников местного значения. Он есть там, никто его не убирал. И с 2002 года в силу тех или иных причин шла медленно работа по восстановлению этого места.
Анна Петрова: Будем откровенны, она не шла вовсе.
Владимир Рябых: Она шла. Давайте я закончу отвечать. Она шла, но шла своими способами. Да, сразу народ не побежал цветы сажать и памятники восстанавливать. Для того, чтобы что-то делать, нужно понимать, сколько это стоит, и в каком виде должно это быть. То есть нужен как минимум проект. После проекта создается смета, в которую входят мероприятия, как это сделать, в каком порядке.
Это места особые, они требуют бережного отношения в плане точности восстановления исторической памяти. Была заказана на 200 тысяч гривен на тот момент проектная, сметная документация, она была изготовлена. Готовность такая есть. В 2014 году, да, работы не проводились вообще.
На сегодняшний день, насколько я знаю, Евгений Григорьевич ( Е. Г. Баккал, председатель караимской общины Севастополя – от ред.) обращался к попреду Президента РФ, и какие-то там документы оставлял. Сказали, что их отправили, вроде как, в Москву. Сегодня федеральный центр об этом извещен, какое решение будет принято, такое и будет выполняться. Если община этого хочет, то должна прикладывать сама какие-то усилия к этому. Понятно, что караимов мало: человек 200 всего по Крыму насчитывается...
Сейчас, когда документы будут искаться, те, которые были потеряны документы, они будут, безусловно, разыскиваться. Мы будем ждать решения, которое будет принимать федеральный центр. Мы будем общаться – договоренность уже есть – с духовным управлением караимов в Евпатории. Тема не брошена, она не оставлена.
– проблемный очерк о судьбе караимского некрополя, заложенного в XIX веке на территории Севастополя
***
В разговоре после эфира чиновник отметил, что объект, похоже, вообще никому не принадлежит: насколько ему известно, памятник истории местного значения "Караимское национальное кладбище" (XIX в.–1965г.) не является сегодня коммунальной собственностью города. К сожалению, это не прозвучало в студии.
Достаточно один раз взглянуть на это угрюмое место, находящееся в нескольких минутах ходьбы от центра города, у дороги, в окружении новостроек и магазинов, чтобы убедиться: никто серьезно не задумывался о его судьбе не только в 2014-м, как убеждает чиновник, а гораздо дольше. Настолько долго, что теперь остается одна надежда: к решению вопроса наконец подключатся вышестоящие власти.