Прошел первый месяц работы в новом формате предприятий жилищно-коммунальной сферы Севастополя. Какова ситуация на сегодняшний день, как проходит лицензирование новых, частных управляющих компаний, начинающих деятельность наряду с 10-ю государственными унитарными предприятиями, к чему стоит быть готовыми и чего не стоит опасаться жителям, где придется рассчитывать только на себя, а где можно положиться на государство? На эти вопросы мы постарались получить ответы в рамках программы "В Контексте" на ИКС-ТВ. Коротко о главном.

ТРАНСКРИПТ БЕСЕДЫ

Анна Петрова: Александр Алексеевич, 10 государственных компаний работает по городу сейчас, правильно?  

Александр Колмогоров: Совершенно верно.  

Анна Петрова: У нас есть информация, что порядка 25 частных компаний еще работает на сегодняшний день в городе. Хотелось бы узнать, что это за компании – местные и новосозданные или "пришлые", и что вам известно об их численности.  

Александр Колмогоров: На сегодняшний день, по информации Федеральной налоговой службы на территории Севастополя зарегистрировано 26 частных управляющих компаний. Учредителями данных компаний выступают как жители города Севастополя, так и граждане Российской Федерации, жители других городов.

Заявили о начале своей деятельности 12 из этих частных управляющих компаний и подали заявления на лицензирование в Государственный жилищный надзор г. Севастополя еще 12 компаний.

Анна Петрова: Насколько оправдано в принципе "введение" частных компаний в Севастополь? Симферопольские власти, например, – я могу ошибиться, не скажу точно, кто это говорил, – заявили, что не будет ввода в эту сферу услуг частных компаний. Нам это необходимо, я так понимаю, в Севастополе?  

Александр Колмогоров: Дело в том, что по законодательству РФ все формы собственности – будь то государственная, муниципальная, смешанная, частная форма – они все равны. И у нас порядка 10% жилищного фонда уже обслуживается и обслуживалось частными управляющими компаниями, которые были ранее созданы либо застройщиками, либо жилищно-строительными кооперативами. Я считаю, что они имеют место быть.  

Просто-напросто, чтобы не получилось некого коллапса государство в виде правительства вынуждено было создать государственные частные компании. Почему, потому что размер оплаты за текущие содержание и ремонт – он еще не является экономически обоснованным размером как для граждан, так и для предпринимателей, для ведения полноценной предпринимательской деятельности. Каким образом они будут дальше работать, это будет зависеть от экономической деятельности каждого предприятия. Если будет это один или несколько домов, то предприятие, я думаю, должно будет привлекать другие источники финансирования. Потому что при том размере оплаты, который установлен правительством Севастополя, данный вид деятельности для компаний, в том числе частных, он может быть убыточным.  

Анна Петрова: Из обращений жителей в нашу редакцию становится понятно, что есть прецеденты, когда люди "ходят по домам", предлагают себя, свою фирму и будущее с ними, так сказать, сотрудничество, заключаются договора с жителями. А лишь после заключают договора на поставку воды, газа, отвод канализации, после получают лицензию в Госнадзоре. Насколько правомочен вот такой формат деятельности? Кажется, что "пирамида перевернута", и должно быть все наоборот. Жильцы боятся обмана.   

Александр Колмогоров: Основанием для заключения договора, в первую очередь, должно быть проведение общего собрания собственников многоквартирного дома. Сначала по выбору способа управления, это три: управляющая компания, ЖСК (жилищно-строительные кооперативы) и ТСЖ (товарищества собственников жилья), либо непосредственное управление.  

На основании решения общего собрания, в последующем, управляющая компания по тому договору, который был утвержден общим собранием, и где был утвержден проект, заключает договора с собственниками. И когда договора уже заключены, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора поставки того или иного ресурса. Потому что ресурсоснабжающая организация спрашивает с управляющей компании основание для заключения договора. Основанием является решение общего собрания и один из первых договоров с собственником.  

Анна Петрова: Почему людей такой вопрос волнует, понятно, они будто "покупают кота в мешке" – заключают договор, а потом после заключения компанией договоров с поставщиками, может так получиться, что услуги будут стоить дороже. Или нет?  

Александр Колмогоров: Для всех в независимости частная это компания или государственная – для всех коммунальные услуги по поставке ресурса в домовладение, в квартиру одинаковы дял всех жителей Севастополя.  

Анна Петрова: То есть, правильно я понимаю, если будут попытки как-то мотивировать повышение, то это будет противозаконно, и можно обращаться в соответствующие органы?  

Александр Колмогоров: Это противозаконно и необходимо обращаться в Государственный жилищный надзор, который в соответствии с законом имеет право проверить компанию на предмет завышения того или иного платежа.  

Анна Петрова: В начале недели губернатор Севастополя поставил задачу организовать работу паспортной службы в каждой управляющей компании. Что на сегодняшний день сделано, какие первые новые наработки?  

Александр Колмогоров: Когда губернатор ставил задачу, фактически паспортные службы уже работали. Другое дело, что при обращении возникали очереди, очень много людям справок надо. А штат паспортистов незначительный. Это опять же к вопросу о размере оплаты за текущее содержание и ремонт. Если положено штатная единица один паспортист, чтобы взять 3-4, значи, необходимо увеличение стоимости услуг для собственников. Стоял вопрос, чтобы помочь отдаленным органам местного самоуправления – в п. Каче, с. Орлином, других – государственным управляющим компаниям по выдаче справок, потому что органы местного самоуправления еще не сформированы. На сегодняшний день работа в принципе налажена.  

*****

Как известно, до 1 мая 2015 года управляющие организации, независимо от формы собственности, должны получить лицензию на управление многоквартирными домами. По истечении указанного срока осуществление предпринимательской деятельности без лицензии запрещается. За нарушение законом предусмотрена административная ответственность. Лицензирование и контроль деятельности компаний, как государственных, так и частных, осуществляет Государственный жилищный надзор Севастополя (действует с 09.06.2014). 

Введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами обусловлено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2014 г.