Какое-то время я сомневалась, что нужно писать об этом. Вернее, писать именно так и здесь. Но потом поняла, что по-другому не получается. Итак мы отметили вторую годовщину воссоединения Крыма с Россией. Как "дочь офицера" могу с уверенностью сказать, что в Севастополе все однозначно для тех, кто смотрит на его историю и будущее не сквозь ценник пармезана и вывеску курса валют. Но есть еще кое-что, чего нельзя не слышать и не замечать.
Все вспоминают события двухгодичной давности, трансляцию из Георгиевского зала Кремля 18 марта 2014-го, где был подписан договор об образовании двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Снова в этот день севастопольцы и гости собираются в центре, чтобы еще раз вместе вспомнить не так давно минувшие события, повернувшие ход истории, поделиться воспоминаниями и чувствами и просто порадоваться, глядя на город и друг на друга. Присоединившись к празднованиям, я понаблюдала за тем, как наши люди встречают государственный праздник России, появлению которого способствовали они сами. И так уж случилось, что музыка гимна Севастополя, которая звучала отовсюду, приобрела для меня новое звучание, а сам день – еще один смысл, которого не было два года назад. Правда, получилось это у меня не сразу.
*******
Мы вместе. Спасибо вежливому Президенту и всем им. Их были тысячи. На блокпостах и на улицах, в воинских частях и на кораблях. И еще там, где мы не знаем, но догадываемся. Это им сегодня мы пришли сюда сказать спасибо за мир. Такие же слова благодарности они говорили и друг другу.
Уже с утра в городе людно. Мероприятия открылись марш-парадом активистов "Русской весны". От Екатерининского сквера до центрального городского кольца – площади Нахимова прошли отряды самообороны и казаки Черноморского округа Всекубанского казачьего войска. Вместе с представителями городского руководства и командования Черноморского флота они возложили цветы к Вечному огню у Мемориала героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. и приняли участие в праздничном митинге.
Торжественную часть продолжили концерты на большой сцене и других площадках, флешмобы и народные гуляния.
Фото: Анна Петрова |
Гуляли молодые и пожилые, тихими парами и большими шумными компаниями. Гуляли и с детьми, и с любимцами всех мастей.
В то время на площадке перед Дворцом детского и юношеского творчества наперебой фотографировались с президентом. Правда, пообщаться с ним возможности не было. Зато можно было дружески положить руку на плечо, а потом оставить обращение к нему, пожелания городу и всей стране на стенде рядом. За образовавшимся возле тантамарески ажиотажем наблюдали улыбающиеся активисты общественной молодежной организации "Патриот".
К полудню стало расцветать и "Дерево Мечты" на главной площади. Опыт показал, что крона его становится пышной к вечеру, причем сумерки не уменьшают интереса горожан и загулявшихся с ними детей к оригинальному перфомансу. После событий марта 2014 взрослые тут, похоже, не меньше детей стали верить в сказку. Вернее, в сказочную возможность "исполнения мечт". Сомневаетесь? Проверьте как-нибудь.
Что абсолютно точно обладает чудодейственной объединяющей силой, так это музыка Вано Мурадели и слова Петра Градова, сложившие гимн Севастополя. Об этом хорошо знают все севастопольцы, и депутаты Молодежного парламента, созданного чуть больше месяца назад при Законодательном собрании Севастополя, не исключение. Для организации своего первого флешмоба они выбрали беспроигрышный вариант – просто запели гимн, стоя в гуще толпы.
По окончании акции депутат Молодежного парламента, студентка 4-го курса Кристина Ляпистова призналась мне, что в восторге от происходящего в городе в этот день, и «мегапозитивные эмоции ее и всех участников просто переполняют». В чем тут же удалось убедиться.
А у этой пары поводов для позитива было еще больше. Им очень повезло, и этот момент молодожены однозначно запомнят на всю жизнь: сделать традиционную для севастопольской свадебной сессии фотографию и видеосъемку у мемориала они смогли под бой городских курантов – мелодию гимна города сразу по окончании праздничного концерта и, к тому же, на фоне эффектной церемонии смены почетного караула.
Гимн города можно было слышать в этот день в самых разных местах и в самых разных исполнениях. «Легендарный Севастополь» пели артисты и студенты, играли куранты и уличные рок-музыканты.
Но на флейте играл его только он.
Миша из Донецка. С 80-летней бабушкой, отцом-инвалидом и мамой, оперной певицей, он бежал из родного города спустя два месяца после воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. О том, как бывает страшно, когда в твоей стране и очень рядом началась война, мальчик теперь знает не понаслышке.
За минувшие два года его родителям так и не удалось официально устроиться на работу в Севастополе. Российского гражданства они пока не получили – все сложно, – а нарушать закон не хотят. Рады уже тому, что не гонят: последнее время к беженцам в городе относятся настороженно. Заработать минимум все-таки удается, благо, возможность такая представилась.
В этот день музыкант в четвертом поколении, скромный и обаятельный школьник, задержался на несколько часов на аллее напротив Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского. Если повезет, к нехитрому семейному ужину в праздник прибавится еще кое-что. Например, конфеты и мороженое. Сердобольными, по моим наблюдениям, оказываются не все, но, надо отдать должное, большинство прохожих.
На вопрос, знают ли о его «уличной» деятельности родители, и как он себя ощущает, стоя здесь, Миша бойко, без паузы, отвечает: «Конечно. Да, нормально». И щеки его заметно начинают рдеть. Спустя несколько минут разговора парень признается, что занятие это по-разному на него влияет: иногда угнетает, иногда радует. Сегодня радует. День такой – радостный.
Наш разговор с ним перебивает подошедший отец. Сменившийся с суточного дежурства, опираясь на трость, уставший мужчина какое-то время подозрительно смотрит на меня, продолжая рукой подгонять сына уйти. Но уже через полчаса я знаю много того, о чем не догадываются люди, продолжающие наклоняться и класть мелочь и купюры в ящик с надписью красного цвета «Донецк» .
– У беженца нет праздников.
Григорий Волощенко смущенно улыбается, но получается как-то криво, кажется, что делает он это одной только верхней губой.
– Конечно, радостно, что люди здесь успели вовремя поддержать. Конечно, это праздник. Но для нас, что праздник, что будни – одинаково: мы думаем, как прожить завтра. Останемся мы в Севастополе или нет, обратно не вернемся. Это точно. Мы с женой уже инвалиды, «списанное имущество». Пытаемся цепляться здесь, чтобы остаться, чтобы у сына было все нормально. Главное – здесь нет войны, за что спасибо разумному президенту. Это огромная его заслуга. Конечно, мы надеемся, что благодаря Путину, здравый смысл восторжествует везде, и там, откуда мы приехали. И будет мир. Надеемся. Но уповаем на Бога.
Договорились, что обязательно еще увидимся. Прощаюсь с отцом и сыном возле одной из скамеек, стоящих вдоль ухоженной аллеи. Несколько раз оглядываюсь, но скоро случайные знакомые совсем пропадают из вида.
Фото: Анна Петрова |
Вокруг мелькает много таких разных и таких одинаковых счастливых лиц. А у меня перед глазами – мальчик с флейтой. И голуби.
Белые голуби. Они взлетают с фонарных столбов над цветущими, пьянящими ароматом весны деревьями. Наверное, как и их пернатые собратья, хотят подразнить чаек на Приморском бульваре. Там они поспорят с ними из-за хлебных крошек, щедро разбросанных детьми, и пронесутся над морем, оторвавшись от берега выше и дальше обычного, чтобы потом неожиданно спикировать на памятник Затопленным кораблям со стороны "боновых ворот".
Увидел ли, почувствовал ли все это Миша, играя гимн моего города, который теперь может стать родным и для него?
В один момент я остро ощутила неловкость за свое счастье рядом с этим лишившимся родины мальчиком, тогда как я ее обрела. За желание радоваться и наслаждаться жизнью. Желание обнимать незнакомых мне людей с флажками и шариками, трепать за уши вежливых чужих собак в комбинезонах-камуфляжах и раздавать взаимные улыбки молодым и старым. Просто. Просто так.
Мимо прошел кто-то, позвякивая орденами, и я вспомнила деда. Будь он жив, что сказал бы, видя меня стыдящейся того, что живу сегодня в мирном родном городе в своей стране?!
Разве для этого он сражался и был ранен под Сталинградом, форсировал ледяной Сиваш в составе 51-ой армии IV Украинского фронта, заработав тяжелую болезнь легких, и, наконец, потерял глаз при штурме Сапун-горы 7 мая 44-го, освобождая Севастополь?
Разве для этого в феврале 2014-го мой муж в числе тысяч других севастопольских мужчин заявил о готовности, если понадобится, защищать город вместе с отрядами «Самообороны», флотом, русским казачеством, внутренними войсками?
Разве для этого я сама отказалась покидать родной город и увозить детей, чтобы «пересидеть» волнения у родни где-нибудь подальше отсюда в момент, когда от неизвестности в завтрашнем дне большинству севастопольских женщин было по-настоящему страшно?
Нет. Каждый из нас, кто остался, был готов бороться за свое право на родину, на счастье, на мир. Право на искреннюю, нескрываемую радость, которую испытываем теперь в эти дни в марте. Это право мы отстояли для себя.
И для Миши. Для всех, кто смотрит на историю и будущее Севастополя не сквозь ценник пармезана и вывеску курса валют.
Я верю, что придет день, и флейта этого донецкого парня зазвучит в оркестре Черноморского флота. Его мама еще споет здесь на главной сцене. А отец, с его больными ногами, покажет мастерство трудолюбивых рук, не прячась от местных властей. Как и они, я верю, надеюсь и уповаю на Бога. Не забывая делать то, что зависит от меня.
Продолжение истории Миши и его семьи читайте в рубрике "Собкор" на Мостпресс.
Читать статью "Аллегро для беженца"
Донецкий мальчик-беженец, игравший в День воссоединения Крыма с Россией на флейте гимн Севастополя на улицах, выступил с Севастопольским муниципальным симфоническим оркестром на одной из главных сцен города.