«Говорю: "Дед, забери деньги". А он опять свою сотню тычет. Не протягивает, а швыряет уже – злится. Я почти кричал: "Батя, ты не понимаешь что ли? Убери!" 

Сунул их ему обратно в карман. Вижу, тот застыл, как вкопанный, в глазах слезы. До чего людей довели. Они не верят».

Признаюсь честно, человеку, представавшему буквально в образе супермена без страха и упрека, я и сама поверила не сразу. Выглядело это наверняка не лучшим образом, но как минимум раза три за все время беседы, – а длилась она больше двух часов, – откровенно рискуя показаться неадекватной, я еще и еще раз переспрашивала: «Что и вот так вот никогда-никогда ни с кого не берете денег?! А если поломка далеко, в сельской зоне? А бензин? А, в конце концов, часы потраченного личного времени?»

И получала в ответ все те же недоуменный голос и укоризненный взгляд, только с каждым разом все более недоуменный и более укоризненный:  «Ну, о каких деньгах может идти речь, о чем вы вообще говорите? Смысл организации – бескорыстная помощь. Участие в ней добровольное, мы никого и ни к чему не обязываем. Есть возможность – взял и помог, нет возможности – сообщи, что и где увидел. Если вообще нет ни на что времени – значит, нет, езжай с Богом дальше».

Артему 36. И он не похож на человека, которому в жизни чего-то сильно не хватает. Но точно знает, чего крайне не хватает другим – веры в возможность получать от незнакомых людей бескорыстную помощь. Именно поэтому самые первые шаги севастопольских активистов, решивших дать старт общественному движению «Взаимопомощь на дорогах», автомобилист с 20-летним стажем поддержал с большим воодушевлением и готовностью действовать.

Артем Анохин. Участник ОО "ВНД" г. Севастополя, администратор. Спасатель №1. Фото: Анна Петрова

Права Артем Анохин получил еще будучи школьником – по итогам квалификационного экзамена, завершившего двухгодичное обучение в УПК (учебно-производственном комбинате), долгое время при СССР и несколько лет после его распада являвшееся частью программы общего среднего образования. «На нас, по-моему, тогда все и закончилось», – вспоминает он. С тех пор с автомобилем Артем на «ты».

За несколько месяцев участия в «ВНД» только ему одному удалось «спасти» более 100 автолюбителей, попавших в разного рода неприятные ситуации на дороге. Неудивительно, что очень скоро парня наделили сразу несколькими прозвищами-«позывными»: Спасатель №1, Супермен, Тёма-мэн. Звучит, как отметили бы скептики, очень «по-пацански». Может, и так, но что-то мне подсказывает, что именно вот эти самые «пацанские понятия» (в лучших своих проявлениях) как раз и помогли, и помогают этим людям не только осуществлять задуманное, но и расширять географию влияния. О том, как это бывает, Артем рассказывал охотно, правда, немного смущаясь, когда я переспрашивала, как ему удалось то или это. И не уставал повторять: «Вы про меня, пожалуйста, много не рассказывайте. Я не один». 


«Как-то уже отработал и собирался домой, и тут кидают нам клич в чате: у парня тормоза «провалились»: только с работы выехал и в районе площади Ушакова встал. Откликнулись сразу несколько человек. Я дал вводные срочно сбросить данные в сеть – VIN-код автомобиля, он в техпаспорте прописан, – чтобы  можно было метнуться и купить на авторынок подходящий тормозной шланг. В это время другой спасатель подъехал к «поломашке», открутил колесо, все подготовил, так что когда я был на месте, мы быстренько все сделали: новый шланг поставили, залили тормоза, прокачали – готово. Потом этот парень, он оказался барменом, признался, что слышал от кого-то про «ВНД», но не верил, что все происходит именно так. У самого – ни ключей не было, ничего. А в итоге уехал, как ни в чем не бывало. В шоке был. С него взяли ровно столько, сколько стоил шланг. Вручили ему стикер, и теперь он с нами.

Несколько раз доводилось помогать приезжим – гостям из Ростова, Краснодара, Уфы, из Москвы. И они так были благодарны, что клеили сразу же наши стикеры на машины, и говорили: «Будем своим рассказывать, что такое вообще бывает». Заезжих из Симферополя часто выручаем. Там, кстати, вскоре после нас тоже организация образовалась подобная, но мы остаемся первыми. Был случай, человек по работе приехал оттуда к нам, в Севастополь, и в районе Дергачей на его «восьмерке» отвалилось колесо. Прикручивал его, прикручивал, а оно не держится: резьба обошлась. Вариант был один – менять ступицу. По-хорошему это делается на подъемнике, в СТО, в оборудованном месте. Но мы умудрились сделать это «в дорожных условиях». Подвезли новую ступицу, сняли все, поехали и перепрессовали подшипник, привезли, поставили. Человек в восторге. А так бы ночевал до утра там на дороге, вечер уже был глубокий. Деньги полчаса пытался дать, так и уехал ошарашенный и со стикером.   

Фото: Анна Петрова

А однажды день вообще неправильный какой-то был: тогда нескольких человек в разное время на одном и том же месте спасать пришлось. Место это «меченое» – перед въездом в Балаклаву, «Трехозерка». Выехал утром на работу, вижу – стоит тут «Волга» на «аварийке», у машины мужчина, а в салоне две женщины и гора горячих лепешек, какой-то выпечки на продажу. Поломались, не заводятся, все остывает, а машина «мертвая». Говорю: «Дотащить – не дотащу, мощи не хватит. А вы давайте ко мне вместе с лепешками». Перегрузились, отвез я их на точку, на рынок на 5-м километре. Без двух лепешек они меня все-таки не отпустили.

Возвращаюсь, а на том самом месте дед стоит на «аварийке». Дотянул его до Балаклавы, там у него гараж. Он мне давай деньги совать. Говорю: "Дед, забери деньги". А он опять свою сотню тычет. И так раза три. Не протягивает, а швыряет уже – злится. Я почти кричал: "Батя, ты не понимаешь что ли? Убери!" Сунул ему деньги обратно в карман. Вижу, тот застыл, как вкопанный, в глазах слезы. До чего людей довели. Они не верят!

Еду опять на работу – на этом месте стоит поп. Не заводится. «Прикурил» попа (Смеется). А чуть отъехал – джип скучает, заглох. И вот так часа за два – четыре человека «спасенных». 

Фото: Анна Петрова

И каждый, понимаете, все пытаются расплатиться за помощь: дают, кто сколько может. Просто беда. Но будет по-другому. Потому что в нашем городе, в моем городе, должно быть по-другому.

Наш опыт показывает, что люди, большинство, видя бескорыстное добро, сами хотят его отдавать другим. Поэтому сейчас главная цель – привлечь к нам как можно больше единомышленников. Никаких других целей нет. Больше людей – больше добра. Сегодня помог ты, завтра помогут тебе: все возвращается.

Ни один участник ни с кого из спасенных никогда не взял денег. Предупреждаю всех и сразу: узнаю о другом – исключу, какие бы заслуги ни были. Ведь как только кто-то один позволит отблагодарить себя деньгами – дискредитирует всех и все, рухнет идея. Есть много других организаций, где, помогая, можно заработать – никого не держим. Но у нас правила другие».


Фото из архива общественного движения "Взаимопомощь на дорогах" (г. Севастополь)

Душещипательных, курьезных и рядовых историй «поломашек» в архиве добрых дел организации, о существовании которой в городе, как выяснилось, до сих пор еще мало кто знает, накопилось уже больше тысячи. Не так давно, 16 октября 2016 года,  ВНД исполнилось 9 месяцев. В числе ее участников люди разного возраста и социального статуса – педагоги и студенты, юристы и артисты, бизнесмены и рабочие.

Они ездят на «Маздах», «Жигулях», «Тойотах», «Ланосах» и еще много на чем другом, включая общественный транспорт, поскольку «ВНДэшником» может стать не только автовладелец, а вообще любой неравнодушный севастополец. Достаточно просто быть готовым помочь: при необходимости связаться в паблик-чате в Вайбере или по каналу рации Zello, чтобы сообщить об увиденной «поломашке» и позвать на помощь. 

В группе "ВНД" ВКонтакте, где участники движения делятся с сообществом единомышленников информацией о своих добрых делах, а спасенные – словами благодарности и эмоциями, число подписчиков чуть больше 3 000. Это совсем немного для города, особенно, если учесть, что далеко не все члены группы активны на дороге. Большинство составляют информаторы, что, конечно, тоже важно.

Что касается костяка самых оперативных и готовых выехать в любой район в любое время – таких на весь Севастополь человек тридцать. Среди них, вы удивитесь, даже хрупкие девушки, не устающие изумлять знаниями, смекалкой и оперативностью бывалых водителей, обычно с недоверием встречающих своих «спасателей в юбках». 

Алена Чикалко

К слову, само движение в каком-то смысле имеет как раз "женское начало": идейным вдохновителем и организатором однажды собравшихся автомобилистов-альтруистов выступила именно девушка, Алена Чикалко. По образованию она юрист, так что решение вопросов координирования и консолидации сообщества полностью легли на нее. И она справилась. 


«На начальном этапе привлекали внимание общественности посредством организации встреч, на которых озвучивали идею движения и заинтересовывали людей вступать в ряды спасателей. Реакция у людей была очень разной, но те кто присоединялся, и по сей день с нами. Многое зависело от организации самого механизма: распределения функций и обязанностей внутри администрации ВНД. Необходимо было создать удобные условия для существования необычного для нашего города движения.

Главное, чего хотелось добиться, это умение понимать и слышать друг друга. Не было задачи «вершить судьбы» и начальствовать, поэтому действовала по принципу: предложила свои мысли, которые вместе с администраторами обсуждали и голосовали. Все решения старались принимать сообща. Все без исключения админы – сами активные спасатели, в том числе и я. Это необходимо, чтобы изнутри понимать, как все происходит, и подавать пример другим. Дмитрий Близнюк, Алексей Силин, Ярослав Семченков, Ксения Будянская, Артем Анохин – наши админы, наша городость. А вообще мы все – команда, и все, кто с нами, молодцы.

Механизм заработал, и никто сегодня не думает о принадлежности к полу, вероисповеданию и положению в обществе – здесь мы все равны. При этом каждый действует в силу своих физических возможностей и знаний. Быть частью движения – для одних стало хобби, для других – стилем жизни или даже частью жизни. Все мы, раньше незнакомые между собой люди, теперь большая и сплоченная команда, с радостью принимающая всех желающих. Помогая, получаешь удовольствие и чувство радости от того, что сделал доброе дело. Каждый, кто вливается в нашу дружную семью, может в этом убедиться».


"ВНД" Севастополя ВКонтакте 

Сплачивают «ВНДэшников» не только «спасательные работы», но и массовые мероприятия: тематические встречи, концерты и конкурсы, которые было решено проводить для севастопольцев, в том числе детей, чтобы привлечь внимание к проблемам на дорогах и своей деятельности. Для самых маленьких даже была выпущена книжка-раскраска тиражом в 500 экземпляров, которые просто раздарили. Но и это не все. Иногда своими силами активисты организовывают уборку забытых соответствующими службами городских территорий, особенно знаковых: летом одной из таких стала зона у стелы «Штык и парус». А недавно взяли своеобразное шефство над больным ребенком, и теперь по очереди возят девочку в Крымский республиканский онкологический клинический диспансер на процедуры, которые необходимо делать часто и много. 

То, что организация становится многофункциональной, мало кого смущает. И в этом меньшинстве точно нет моего нового знакомого, Артема Анохина. Не перестаю удивляться. Рассказывает:


«Все взаимосвязано. Если уж позиционировать себя спасателем, то принципам не изменять ни в каких ситуациях. Они бывают очень серьезные, а бывают забавные. Как-то приехал в магазин, стою у тротуара, пью кофе. Рядом таксисты. Слышу, где-то недалеко душераздирающий кошачий вой – жуткий, никогда такого не слышал. Тут из-за угла выходит женщина, на руках у нее кот орет, как бешеный. Рядом девочка идет, плачет. Вижу – подходят, просят водителей: «Отвезите, надо срочно, в «ветеринарку» круглосуточную». Те нос воротят. И тут девочка бросает взгляд на мою машину, видит наклейку «ВНД» и кричит: «Мама, вот же «спасатель» написано, он нам поможет! Пожалуйста, спасите нашего Кузю!». Я опешил. Ну, что: «Сажайте, – говорю, – вашего Кузю». Отвез их. Так что по-разному бывает, случается и такое. Но мы всегда готовы» (Смеется).


Недаром на узнаваемом логотипе команды рядом с символом Севастополя, памятником затопленным кораблям, стоит внедорожник, для которого, как и для "ВНД", похоже, нет ничего невозможного. Ну, или почти ничего.

По мнению одного из главных дорожных спасателей Севастополя, наша беда сегодня – это все-таки не дороги. А дураки.

Фото: Анна Петрова

«В Севастополе всегда была своя особая "дорожная культура". От старых принципов и сегодня много чего осталось, но много и утрачено. Я нигде и близко не видел такого, как у нас, в других городах. Например, чтобы уступали дорогу тем, кто выезжает задом, или чтобы пропускали по одному, а то и сразу нескольких, в то время как сами идут по главной дороге. Ни в Симферополе, ни в Ялте, ни в Краснодаре такого нет, разве что единичные случаи. В Севастополе же эта взаимовыручка всегда была нормой. Наверное, поэтому как севастопольцу и как водителю, который вырос на этих дорогах, мне больно смотреть на все то, что происходит сейчас. Ситуация в худшую сторону уже менялась однажды – в начале двухтысячных. Но теперь дело близится уже к катастрофе, и на то много причин.

Если с проблемой дорог город борется как-то потихоньку, что-то все-таки делается, то качество вождения у нас последнее время оставляет желать лучшего. И в смысле подготовки водителей, и в смысле поведения их на дороге. Много пьяных за рулем, особенно летом: тут и свои отличаются, к сожалению, но большинство, будем откровенны, – из числа приезжих. Им кажется, если они на отдыхе, тем более, на крутых тачках, то можно все.

Много просто наглых. И здесь с курортниками первое место уверенно удерживают наши беспредельщики-маршруточники и таксисты, реже автобусники. Кажется нонсенсом, но это факт. Опять же, много водителей, которые приехали в город недавно, нашли здесь работу, сели за руль и ездят «под колпаком» такси. Итог: города они толком не знают, при этом вытворяют на дороге жуть какие вещи, создают аварийные ситуации, и кажется, что им закон не писан.

В меру своих сил мы можем с этим бороться. Но у нас нет полномочий, чтобы проблему устранить совсем. В соцсетях местными автолюбителями созданы группы, в том числе «Черный список Севастополя», куда каждый день попадают истории о хамах – таксистах, водителях маршруток и гостях города-героя. Этот беспредел, эта дурь за рулем – наша самая большая, наверное, проблема сегодня.

В Севастополе огромный наплыв машин, их, по меньшей мере, тысяч на двадцать больше, чем было до референдума, до 2014 года. Для небольшого города с дорогами, не готовыми принимать такие потоки,  в условиях отсутствия парковок, это стихийное бедствие. Полный завал с перекрестками и светофорами. Пропускная способность многих «0». Они работают так, как тогда, когда автомобилей было тысяч на пятьдесят меньше. Крайне необходимо увеличивать время зеленого света на Большой Морской, на Студгородке, да много где. А в некоторых местах в принципе изменять концепцию регулирования. Объездная уже не объездная сегодня, а одна сплошная пробка, что уж говорить о центре. На Камышовской объездной кольцо – для чего оно? Вообще для чего кольцо: чтобы разгрузить поток и увеличить время проезда перекрестка. А у нас только вечер –  все: пробка от мусоросжигательного завода. Колечко маленькое, и по нему две-три машинки проезжают, и вот пока они проезжают, десять стоят их пропускают. Еще  минута –  и уже двадцать стоят ждут. 

И вот в таких и без того непростых условиях когда еще сталкиваются и разные манеры вождения, получается коллапс. А если еще накладываются непрофессионализм и отсутствие водительской этики, да плюс, не дай Бог, неадекватность – вообще адская смесь. Сам я не употребляю спиртное, никакое. И крайне негативно отношусь к людям, которые позволяют себе это, зная, что надо садиться за руль. Они потенциальные убийцы. И если я увижу такого человека за рулем, то обязательно сообщу дежурному ГАИ. Ни от кого не скрываю этой своей позиции. Кому-то она, я понимаю, не понравится, но я уверен, что тем самым помогу, как минимум, двум людям – и горе-водителю, и тому, кого он не успеет убить, другого водителя или пешехода.

Помимо всего вышеперчисленного, создающего опасности для автомобилистов, сам по себе автомобиль – вещь, как известно, способная «продинамить» в очень неподходящий момент. Это может случиться с каждым. Кто-то рассчитывал дотянуть с утра до заправки, но оказался в пробке, прополз и задуманное не удалось – закончился бензин. Или что-то закипело, перегорело, оборвалось. И все, встали. Ну, а мы выезжаем (Смеется).

Проблем много. Но если нас тоже будет много, все вместе мы сможем многое. А тем, кто уже с нами, – наше общее спасибо».


 

Фото из архива ОД "ВНД"