Стоило депутатам объявить об уходе на "летние каникулы", как губернатор приготовил сюрприз: наложил вето сразу на четыре закона, принятых на заключительном заседании весенне-летней сессии.

В их число попал и пресловутый закон "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Севастополе", наделавший немало шуму как на первых слушаниях еще весной, так и в день последнего голосования. Возможно, лучше понять мотивы сегодняшних действий власти поможет ретроспектива событий и мнений.

МостЪпресс вспоминает, как проходило обсуждение законопроекта с учетом поправок, а также что о принятом тогда документе рассказала в эксклюзивном интервью Журналу глава комиссии по экономике Законодательного Собрания Татьяна Лобач.

Вторые слушания проекта закона «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Севастополе», прошедшие на последнем перед депутатскими каникулами пленарном заседании, 16 июля, в очередной раз обнажили конфликт интересов исполнительной и законодательной власти города в реперных точках. 

Ярким аккордом стало выступление инициатора законопроекта – губернатора города Сергея Меняйло. Перед процедурой голосования чиновник попросил слова, выразив желание сказать его не с места, хоть и делил стол с председателем Закса и двумя его заместителями, а именно у трибуны:  

"Уважаемые коллеги… или уважаемые друзья. Знаете, как-то интересно слушать: "Более демократично, более еще что-то". Почему депутат Кулагин считает, что если так (назначать будет Законодательное собрание – от ред.), то будет прозрачно. А если это будет делать исполнительная власть, то это будет не прозрачно? Такое чувство, что недоверие... Назначайте, кого хотите.Только давайте не будем это все вуалировать «более демократичными» или еще какими-то там способами... Я готов рассматривать любого кандидата, если он подходит по соответствующим критериям", – сказал он.

губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Фото: Анна Петрова

Документ выносился на слушания повторно, при этом снова вызвал прения в зале в ходе обсуждения поправок. 

Депутат Борис Колесников выступил за предоставление губернатору права избирать уполномоченного. При этом право вносить кандидатуры на рассмотрение предложил закрепить за председателем ЗС и депутатами.

Депутат Александр Кулагин настаивал отдать право избрания уполномоченного Законодательному собранию, а круг лиц, имеющих право вносить кандидатуры для рассмотрения, не ограничивал совсем.

Депутат Татьяна Лобач, выступившая от имени постоянного комитета по экономике, предложила  альтернативу, которую позже назвала "универсальной схемой", тем не менее провалившейся. Право назначения рекомендовалось закрепить за Заксом, а право вносить кандидатуры предоставить широкому, но ограниченному кругу лиц, в числе которых перечислялись губернатор и прокурор города, члены общественной палаты при губернаторе и представители местного самоуправления.  

Расхождения в вопросе, касающемся назначающего лица, а также в вопросе требований к компетенции и опыту кандидата, повлекли затяжные дебаты в зале и в конце-концок привели к тому, что ни одна из спорных поправок так и не была принята, поскольку не набрала необходимого для этого количества голосов. В итоге сам закон, после объявления спикером Алексеем Чалым голосования, был принят почти в том виде, в каком зашел на первое чтение еще весной.

спикер Законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый. Фото: Анна Петрова

Глядя на всю эту путаницу, казалось, что именно благодаря работе комитета по экономике все и произошло именно так, как произошло. Однако Татьяна Георгиевна в этом отношении высказалась иначе. Свою позицию, как и мнение о принятом законе в целом, и о ситуации, сложившейся сегодня в сфере малого и среднего бизнеса, глава комитета по экономике Законодательного собрания Севастополя озвучила в специальном интервью для Мостпресс после закрытия сессии. 

Татьяна Лобач – председатель постоянного комитета по экономике Законодательного Собрания Севастополя

Мостпресс: Татьяна Георгиевна, можете коротко дать оценку закона в той редакции, в которой мы его сегодня получили?

Т. Лобач: Первоначально закон зашел, и ключевой момент в нем был – назначает губернатор. После были предложены несколько видов поправок, имевших очень противоречивый характер. Мы свели воедино поправки и предложили их как поправки комитета. С этой редакцией  и нужно было всем согласиться. 

Это была универсальная схема, которая учитывала мнение предпринимательского сообщества, как меня и просили бизнес-сообщества. Плюс мы расширили круг тех, кто мог вносить кандидатуры. В итоге же практически в той редакции, в которой губернатор внес закон, в такой он и был принят. Работа комитета за все эти месяцы, по сути, сведена на нет.

Но губернатор где-то прав, потому что уполномоченному все-таки придется больше взаимодействовать с правительством. Поэтому та редакция, которая была принята, с другой стороны, может, и более правильная. Вообще кто бы не назначал – это должен быть человек, который будет представлять интересы бизнеса, будет его защищать, будет объективный, правильно будет доводить все проблемы бизнеса до Правительства и Законодательного собрания.".  

Мостпресс: Как-то все затянулось, хотя по хорошему, действительно, какая разница, кто будет назначать этого человека. Важно, как этот человек будет работать, как будет работать сам закон. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей еще очень молодой в России. Многие владельцы, особенно малого бизнеса, боятся, что это новоявленное звено станет дополнительной бюрократической "ячейкой". А вы как считаете?

Т. Лобач: Вот мне бы этого очень не хотелось. Поэтому именно бизнес и должен предложить эту кандидатуру. Уже три кандидатуры выдвинуто на сегодняшний день. Должны сами предприниматели решить, кто будет представлять их интересы. С этим человеком должен будет пообщаться Уполномоченный при Президенте РФ, чтобы понимать, насколько тот понимает сферу деятельности, в которой будет работать. А мы утвердим. Мы – я имею в виду власть здесь, в Севастополе. Не важно, будет это губернатор или Законодательное собрание.

Мостпресс: Кому этот закон призван помочь в первую очередь? 

Т. Лобач: Это все-таки малый и средний бизнес. Есть такой Союз предпринимателей и промышленников – это бизнес более высокого уровня. Большой бизнес решает свои проблемы более-менее самостоятельно. А есть малый и средний бизнес, который сейчас переживает не лучшие времена. Это наши "ТО-шники", маленькие магазинчики, это и фермеры с небольшими хозяйствами.

Это те самозанятые, мобильные люди, которые в большинстве своем не обладают возможностью иметь собственного юриста. Там, где есть большой штат сотрудников, там свои интересы защищают самостоятельно. А у этих людей должен быть такой человек, который понимает всю остроту их проблем, сможет грамотно их донести и, что самое главное, будет в состоянии предложить пути решения, пути выхода из конфликтной или просто сложной ситуации. 

Мостпресс: И у нас, в Севастополе, Крыму, уже нередко можно услышать мнение неутешительное: "Малый бизнес – не российский формат. То есть малый и средний бизнес России не нужен: здесь другие капиталы делают, так сказать, погоду. Ваше мнение по этому поводу? 

Т. Лобач: Ну, во-первых, мы – новый субъект, мы "свежая кровь". И, я считаю, мы можем и должны доносить до высших властей, что вот мы тут так живем. У всех регионов есть свои особенности, и мы в состоянии отстоять свои интересы, если они обещают нам благополучие. А благополучие каждого региона это и есть государственные интересы тоже.

Во-вторых, пока не будет развито здесь у нас большое производство, не будут обеспечены рабочие места, малый и средний бизнес будт помогать. НДФЛ – это ключевой налог, который уплачивается сегодня в бюджет города, каждый предприниматель уплачивает этот налог. Поэтому на данной стадии это нужно и важно. Мне бы хотелось, чтобы была двусторонняя связь. Нельзя ничего запрещать, убивать, не предлагая инициативу. 

Мостпресс: В чем заключаются главные трудности, с которыми приходится сталкиваться сегодня бизнесу, и где в том числе потребуется помощь уполномоченного, как некого балласта что ли между "малой" бизнес-средой и государством?

Т. Лобач: Есть законы, есть отдельные нормативно-правовые акты правительства, которые регулируют те или иные рынки. Понимаете, в Украине это не регулировалось так. Многое было каким-то таким образом пущено на самотек. А в России много законов, которые регулируют ту или иную сферу деятельности. И наш бизнес, который привык саморегулироваться, он теперь столкнулся с тем, что есть закон, и надо приводить все в соответствие с ним. Наших предпринимателей это пугает...

Плюс переходный период закончился. К тем, кто допускает не соответствия законам, начинают применяться штрафные санкции. Но ведь нужно понимать: очень тяжело освоить всю эту новую нормативную базу и все привести в соответствие за такие короткие сроки. Штрафные санкции, которые применяются для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей меньше, чем для юридических лиц. Организации в панике. Потому что в принципе, люди в большинстве своем законопослушные, они не хотят проблем с законом, с государством. Но не все и не всегда, к сожалению, получается пока без ошибок: чего-то не знают, где-то до сих пор ошибаются. 

К нам в комитет приходят большими делегациями, рассказывают о том или ином постановлении правительства, о том, как это влияет на ситуацию, на их бизнес. Было у нас совещание с «лодочниками» – владельцами маломерных судов. Был в разговоре с ними приведен был пример, что в России, например в Сочи 4 прогулочных судна, в Анапе 3. А у нас? Но тут ведь сложился за долгие годы свой бизнес перевозок, туристический сегмент. Что желать? Люди тут испуганы.  

Закон о сельском хозяйстве необходим – на стадии разработки законопроект. Я вижу статистику, знаю субъектов хозяйствования, предприятия, они все рассказывают, с чем сталкиваются – я выслушиваю всех. Но не всем мы пока можем помочь. Есть объективная реальность, в которой мы существуем. 

Мы понимаем, что бизнес работает для того, чтобы пополнять бюджет. Вот когда мы посмотрим, какие поступления идут от предприятий, от малого и среднего бизнеса, какая статья пополнения, тогда мы начнем понимать, что надо сохранять, кому надо особенно помогать. Если мы где-то может принять какие-то субъектовые законы, то мы готовы идти на послабления. Так было, например, с законом о розничной продаже алкоголя, к нам ходили целые делегации, были круглые столы. После принятия закона у нас не было больше обращений из среднего бизнеса по этому вопросу. Это пример, как долен разрабатываться закон. 

Мостпресс: Но ведь можно решить вопросы и с каждым из представителей сообществ, это разве не проще? 

Т. Лобач: Нет, не проще. Давно хотелось иметь человека, который бы на начальной стадии сам общался с бизнесом, а к нам приходил уже с конкретным предложением, как эту проблему можно решить. Вот эти функции как раз и будут у Уполномоченного по защите прав предпринимателей. 

«Закон о развитии малого и среднего бизнеса» – рамочный закон, ориентирующий, по каким направлениям и в какой форме мы готовы осуществлять помощь малому и среднему бизнесу. И закон о ставках налогообложения, декларирующий также важен. Закон "О свободной экономической зоне" – он гораздо важнее с точки зрения стратегии развития. 

А "Закон об Уполномоченном... " – это такая вещь, ну, должен он быть. Хотя как-то бизнес и жил без уполномоченного до этого. Но надо здесь задуматься над "как-то". Как-то жил, конечно, но можно ведь жить лучше. 

Вся страна сейчас смотрит на Крым и пытается чем-то помочь. Нам надо пытаться делать хоть в малой части что-то постепенно. Всю систему за один раз и за один год мы не перестроим. Почему не все получается? Потому что нас убивает скорость, желание чтобы быстро все было.

23 года Россия шла к тем законам, в которых она сейчас живет. А мы хотим за год сейчас все поиметь. Вы представляете, как там объем информации? Надо понимать, что это не возможно. Такой объем надо, прежде всего, нагнать и понять, а потом во всех направлениях перестроиться. Конечно, обязательно кого-то что-то не устраивает. Но не может быть все это легко и быстро. 

Мостпресс: Спасибо. 

 

*** 

МостЪpress узнал, как и чем живут в "эпоху звездных войн" представители малого бизнеса Севастополя в новых политических, юридических и экономических реалиях на фоне пробуксовки принятия ряда региональных законов. 

ЧИТАТЬ: Соблазн провинции или принудительный дауншифтинг провинциального бизнесмена

(обновлено 06.08.2015)