Беременная и босая

– Все отдали предпочтение твоей кукле. Хотя это, конечно, караул, что у нее под юбкой: мы когда ее подняли, ужаснулись!

Это была ее первая в жизни кукла. Первый год без мужа. И первый месяц без постоянной работы.

Просто удивительно, но какое же это было золотое время! Она только что написала заявление об уходе с трикотажной фабрики, где проработала больше семи лет, и с головой ушла в свой сказочный мир и новые мечты. Может быть, именно поэтому дипломная кукла и вышла не какой-нибудь будуарной фифой, а беременной пейзанкой. К тому же босой.  

Наталия Ерёменко. Фото: Валерия Золотарева

Наташа смеется: 

"Под юбкой у нее ничего не было – ни штанишек, ни чулочек, ничего. Я как проволочки вставила, так они и торчали. И проволочки эти уходили в подставочку, на которой стояли прикрепленные босые ножки, ступеньки. Все!".

За несколько месяцев учебы на курсах по изготовлению авторских кукол девушка успела поднатореть в производстве "суповых наборочиков". Так, шутя, называла она отдельно взятые элементы – кукольные головы, руки и ноги. Но этого, как  вскоре выяснилось, оказалось крайне недостаточно.

"Как это все собрать, преподаватели не объясняли: дальше нужно было фантазировать самой. А поскольку навыков у меня еще не хватало, как и времени на то, чтобы разобраться во всех тонкостях и сделать к установленному сроку что-то достойное, то ничего умнее я не придумала, как отдать все силы непосредственно выдуманному образу и смыслу, который он в себе несет. А "недоделанные" ножки просто прикрыть длинным платьицем".

Днями и ночами она воодушевленно крутила и вертела куклу, прикладывая лоскутки тканей и выбирая, что из одежды ей больше подойдет, подолгу возилась с чертами лица, то и дело возвращаясь к деталям. И останавливалась только тогда, когда сон одолевал ее окончательно, сковывал пальцы и замыливал глаза. А однажды – сейчас уже сложно вспомнить, с какой целью это предпринималось – она решила подложить глиняной красотке под платье в области живота маленькую ватную подушечку. И вышел такой милый образ, что сомнений не осталось: на конкурс дипломных проектов милашка поедет на сносях.    

Фото: Валерия Золотарева

Наташа очень не хотела расставаться с ней. Но обстоятельства были настойчивыми. Чтобы хоть как-то поднять ребенка и продержаться в тяжелый для ее теперь уже неполной семьи период, начинающей кукольнице, отважно ушедшей в творчество, бросив все, пришлось работать, не покладая рук. Однажды она решилась и выставила все до единой свои куклы, включая дебютную, на продажу. Покинув привычную полку, вместе с несколькими интерьерными и сувенирными "выпускницами", та ожидала распределения в одной из галерей, особенность расположения и стиль оформления которой всегда обеспечивали скопление на ее маленьких пространствах большого числа туристов. Уже спустя несколько дней кизюля летела в Петербург. 

"Мне было очень тяжело расставаться с ней. Но совсем скоро я радовалась, как ребенок. И не вырученным деньгам, хотя они, конечно, были очень кстати. Эту куклу купила женщина для своей беременной дочери. И я точно знала, что она принесет счастье. Чувствовала это".    

А спустя немного времени в чудодейственной силе своих произведений удалось убедиться. 

В тот день Наталия пришла на прием к врачу. День выдался суетным, и так вышло, что с собой у нее оказался альбом – протфолио с основными работами. После необходимых процедур, связанных с визитом к медику, женщины разговорились о жизни, и кукольница охотно поделилась историей о своей работе и увлечении. Доктор с интересом пролистнула странички альбома и уже хотела вернуть его, как вдруг задержала взгляд. Это была та самая, первая, беременная и босая.

"У меня нет возможности купить эту куклу, – сказала врач, – но не могли бы вы мне подарить ее фотографию? Обещаю, что буду рассказывать о ваших замечательных работах всем своим знакомым". Не раздумывая, Наташа согласилась. Счастливая женщина установила фотографию у себя в кабинете, прямо на рабочем столе.

Через года два судьба снова свела их. Горя желанием поделиться радостью, и одновременно смущаясь из-за собственной откровенности, доктор призналась, что стала мамой вскоре после того, как получила в подарок заветное фото. "А потом я его отдала сестре: они с мужем долго не могли иметь детей. И, знаете, скоро у них будет ребенок!" 

Наташа почувствовала, как что-то новое, свежее в ее душе внезапно расцвело и волшебно запахло. Нести в мир всепобеждающую радость, животворящую любовь и бескорыстное добро – что может быть в жизни важнее?! 

В мире, где все покупается и продается, а человек человеку – или хозяин, или слуга, и в самом лучшем случае – партнер, этот вопрос звучал философски, риторически, и, откровенно говоря, – она и сама не могла себе в этом не признаться, – наивно и глупо. Уже много лет она растит дочь одна, при этом основной доход ей обеспечивают отнюдь не куклы.

Фото: Валерия Золотарева

На жизнь Наташа зарабатывает уроками живописи, которые дает для малышей и младших школьников, готовя их к поступлению в единственную в Севастополе художественную школу. Ту самую заветную "художку", куда сама однажды сбежала, забросив музыку за несколько месяцев до получения диплома. Да, возможно, выглядит неадекватно. И, похоже, резкие движения и неожиданная кардинальная смена жизненного курса – ее формат. Однако нельзя сказать, что он себя не оправдал. 

Ведь это она сдала все пять вступительных экзаменов на "отлично", достав звезду и став в гиблые и беспросветные для многих 90-е годы студенткой Академии легкой промышленности Украины. На не так давно сформированный факультет "художник-модельер" тогда набрали 15 человек. Пятнадцать! И Наташа стала одной из них. Без протеже, без взяток, без интриг. 

Это она заведовала эксперементальным цехом, и это по ее лекалам на трикотажной фабрике Севастополя долгие годы отшивалась школьная форма, которую большими партиями заказывали специализированные школы и гимназии.

Это она теперь оживляет глину, превращая мысль в сюжетные композиции и символические образы, а чувства – в ангелов-хранителей и талисманы. Это ее куклы обитают сегодня в музеях и частных коллекциях не только в России и Украине, но и Европе, и Америке. Радуют и притягивают счастье в дома новых хозяев.

"Оказалось, не только куклы-"пузатики" обладают необычным свойством, – вспоминает Наташа, – еще ангел мой в Москву улетел, и в том доме сразу же долгожданный аист побывал. С тех пор эта семья каждый год приезжает в Севастополь и покупает по одной моей игрушке на уже знакомом месте. Не знаю, может, это простое совпадение. А, может, обыкновенное чудо, природа которого для нас необъяснима. Но все именно так".   

Фото: Валерия Золотарева

В тесноте, да не в обиде

Прошло уже десять лет с тех пор, как Наталия Ерёменко решила впустить в свой дом сказку. Интерьерными и авторскими сувенирными куклами, елочными игрушками, болванками, нитками баллончиками с краской, кисточками, а также кружевом и разного рода винтажными лоскутками из "бабушкиных сундуков" – приобретенными и принятыми в дар от друзей, знакомых и благодарных ценителей мастерства художницы – забит сверху до низу почти весь стеллаж в гостиной, включая закрытые полки, изначально предназначавшиеся для совсем иных вещей. 

Фото: Валерия Золотарева
Фото: Валерия Золотарева
 Судьба склада-мастерской не обошла даже детскую: в шкафу дочки Катюши многому пришлось потесниться.   
Фото: Валерия Золотарева
Фото: Валерия Золотарева 

И это при том, что: "Вообще-то дома кукол почти не осталось", – говорит Наташа, – всего несколько штук. Здесь преимущественно заготовки и инструменты, материалы и незаконченные работы – для новой городской выставки. Из старых тут единицы. Не люблю держать дома кукол, обязательно стараюсь их поскорее пристроить. Дело в том, что у меня есть "пунктик": если кукла остается дома больше, чем на две-три недели, то я ее начинаю переделывать. И это серьезно: тут надо снять, тут нарастить, здесь докрасить. Начинаю искать изъяны, пытаться доводить до совершенства, и, как показывала практика, это состояние перманентное, потому опасное. Теперь кое-что с выставки я сразу отдаю в галерею. Некоторые работы не копеечные, но если я вижу, что человек очень ее хочет получить, отдаю дешево или вообще дарю безо всякого сожаления. Лучше видеть счастливый блеск в глазах людей, чем наблюдать, как пыль оседает на том, что уже не кажется таким привлекательным". 

В отличие от автора, мне привлекательным кажется буквально все. Даже одиноко стоящие головки от еще не существующих кукол. Текстильные арлекины и ангелы, глиняные принцессы и птицы-сирин, ватные зайцы и лисы. К некоторым так и хочется прикоснуться, потрогать шнурочки, поправить непослушные локоны, заглянуть в мечтательные, часто печальные глаза.

Фото: Валерия Золотарева 
Фото: Валерия Золотарева
Фото: Валерия Золотарева
Фото: Валерия Золотаерва

"А вот мой папа не любит моих кукол, разве что самых первых, которым я прорисовавала правильные и красивые черты лица, дотошно работала с пропорциями. В женщинах он всегда ценил красоту, а большинство моих нынешних девчонок такие, как бы так сказать, немного странненькие (смеется). Иногда угловатые, смешные, несуразные, словом, "страшненькие", как он говорит. Ну, да, вот такие они у меня. Такими я их вижу, такими чувствую. Они не совершенны, как и мы с вами. Для меня в работе важен замысел, состояние, настроение, характер. Я принципиально практически не делаю безупречно красивых кукол. 

Вот, например, эта мамочка с дочкой, вы их уже видели, ждут папу моряка-рыбака домой. На бережку стоят немного неуклюже. Нельзя сказать, что их лица красивы, но главное – взгляды, они обращены будто куда-то внутрь: обе они поглощены собственными мыслями, разными, но об одном. Вокруг камешки морские разбросаны, ковыль, чаечка сидит. Если бы мой папа мог, он бы, конечно, дабавил сюда грации и изящества (Смеется). Но здесь своя, особенная атмосфера, отдельно пойманная эмоция, в которой не уместны лоск и наигранность, поэтому тут ничего этого и нет. 

Или вот парочка – моряк с морячкой. Она с кривенькими ножками сидит, уперлась в лавочку. Он пришибленный такой немножко, то ли от любви, то ли от усталости. Настроение, правда, искренность. 

Или вот этот неоконченный дуэт: в ее глазах мольба, смирение и ожидание. Она стоит на краю, одна туфелька даже немножко прогнулась уже вниз. А позади нее – ангел-хранитель. Он чувствует все то же, что и она, дублирует ее эмоции – это видно в позе, во взгляде. Но при этом едва заметно тянется придержать, уберечь от опрометчивого шага, что она подсознательно ощущает. Вот это все, прежде всего, для меня важно показать и передать". 

Фото: Валерия Золотарева

Сказка – ложь...

Солидный багаж уже имевшихся профессиональных знаний и опыта позволили научиться ремеслу за несколько месяцев, а тонкостям искусства – за несколько лет. Заплатить за первые столичные курсы художнице пришлось баснословные по тем временам деньги, к тому же, взятые в долг. И сегодня Наташа подолжает учиться. Недавно, например, потратила почти половину того, что зарабатывает за месяц, чтобы побывать на мастер-классах и узнать еще несколько секретов изготовления кукол от одной московской мастерицы, приехавшей в Севастополь. Но и этого ей показалось мало: занялась текстильными полотнами.

"Вместе с ними, – объясняет, – все то, чем я занимаюсь, выглядит теперь более цельным. К тому же такие работы очень любят дети. На выставке далеко не всегда картины способны привлечь их внимание надолго, а эти часто завораживают. Тут ведь могут быть и сюжеты, и образы, и те же самые куклы, которые можно нарисовать, а можно выложить на плоскости из кусочков разных материалов, пришить и вышить, украшая и хулиганя. Получается здорово".  

Получается действительно здорово. Вот только для чего все это, зачем?  

Зачем изводить себя, если этот труд практически не окупает затрат и потраченных сил? В то время как уже существует другой, проверенный и надежный способ жить и работать с энтузиазмом и креативом. Искренне и вслух удивляюсь, продолжая с интересом наблюдать, как из фольги и пластика за считанные минуты начинает формироваться новое лицо. 

Фото: Валерия Золотарева
Фото: Валерия Золотарева

Наташа уверяет, что и меня быстро обучит основным приемам так, что уже по итогу первого занятия я самостоятельно смогу сделать головку для будущей куклы. Ну, может быть, не спорю. Колобка точно слеплю. Но вот такое – вряд ли. 

Фото: Валерия Золотарева
  

Куклы, говорит, – это ради удовольствия и радости, которые получаешь еще в процессе. И ради того ощущения счастья, которое, бывает, нет-нет, да нахлынет, когда в очередной раз расскажут о чудодейственной силе ее произведений. Есть и еще кое-что. Фантазийное и грандиозное.

"На большее пока действительно рассчитывать не приходится. Есть много проблем. Во-первых, люди стали заметно меньше интересоваться куклами. И дело не в том, что Крым перешел в Россию, и все сразу поменялось, нет. Покупательская способность у нас в последнее время действительно заметно снизилась, это ощутимо. Но тут другой разговор. Туристы всегда покупали чаще и больше местных, вот только спрос у них другой: им интересен упрощенный хэндмейд, ремесленнические работы, подарочные, сувенирные, а не на эксклюзивные авторские.

Находятся, конечно, и те, кому приглянется что-то особенное, ни на что не похожее, именно здесь, в Севастополе, но таких единицы. Во многих российских городах, особенно крупных – Москве, Питере, – но не только, рынок авторской куклы очень развит, очень насыщен. Представлено и развивается все это там грамотно и на гораздо более высоком уровне, чем у нас. Но даже и это не главное. 

Фото: Валерия Золотарева 

Я давно наблюдаю и вижу, что дело не в обстоятельствах, а в самих людях. Они по-другому стали отдыхать. Ведь раньше как было: приехали, сумки побросали, вещи разобрали, отдохнули, и вперед на море с детьми на весь день. И на следующий. И опять. Хорошо, если в музей успевали сходить, на какую-то экскурсию. А сегодня людям интересно как можно больше увидеть, узнать. Они активны, мобильны, деятельны. Им хочется не просто лицезреть, а участвовать, при этом самим решать, что им смотреть, и чем заняться. 

Наша реальность сегодня требует иного формата работы, и как-то я всерьез задумалась о создании собственного сайта. давно пора, вроде. Но ведь чтобы он был красивым и интересным, нужно постоянно его обновлять, делать новых и новых красивых кукол. А у меня на это нет времени. Выходит замкнутый круг".    

Так называемых будуарных, интерьерных кукол Наташа действительно не делала довольно давно. Приоритеты сместились – на следуюший год у дочки выпускной, нужно ко многому успеть приготовиться. Так что пока не до собственных удовольствий. Печалится, конечно, скучает, но терпит и ждет.

В какой-то мере отдушиной время от времени становятся небольшие авторские куклы, которые она готовит для выставок. Если очень попросят, делает и арт-объекты, причем инога довольно масштабные. В таких случаях семья ее все-таки теряет на несколько дней и ночей. Иногда недель. 

Фото: Валерия Золотарева

Одной из таких стала традиционная весенняя выставка в художественном музее имени Крошицкого «Сказка – ложь, да в ней намек…». Работы из фондов здесь дополняют произведения современных севастопольских художников, среди которых и несколько Наташиных работ. На этот раз совсем немного. С музеем она сотрудничает уже больше шести лет и никогда не отказывается от подготовки тематических, часто сюжетных композиций. 

"Приглашают, и, конечно, это очень приятно. Я очень-очень люблю выставки. Правда. Да и детям, с которыми мы сюда много чего готовим вместе, это интересно и познавательно. Но вот все проходит, и мне из музея звонят: "Спасибо большое. Придите, заберите работы". В прошлом году, например, мы делали замок большой – Берендеево царство. Трудоемкая, объемная работа. Он у меня потом долго-долго стоял. Разобрать жалко, да это дело не легкое и не быстрое. Оставить? Выкинуть? Благо, из Москвы тогда приехала женщина, у нее своя частная школа, она его себе и забрала. 

К сожалению, у нас в городе и вообще в Крыму совершенно не развита поддержка мастеров, которых привлекают для подготовки некоммерческих проектов, как это делается в некоторых других городах в России, как это давно есть за рубежом. Там художнику платят или хотя бы частично компенсируют затраты на то, чтобы он подговил арт-объект для городского мероприятия. Ведь тратится время, закупаются материалы. Работа над двумя-тремя интерьерными куклами может занимать до месяца-двух. Столько же времени, а то и больше отнимает масштабный арт-объект. Это ведь зачастую непродажные вещи, и что с ними потом делать? Демонтировать или нести домой? И где их там все складировать?

Текстильное полотно на выставке "Сказка – ложь, да в ней намек" в музее им. М. П. Крошицкого в Севастополе. Фото: Анна Петрова

В этот раз в музее разместились мои сказочные птички и текстильный примитив. Времени делать что-то грандиозное не было ни сил, ни времени. И все-таки хорошо, что такие выставки вообще проходят, и люди, дети могут прийти и хоть что-то увидеть. До 2014 года много выставок проводилось в Доме Москвы, но сейчас площадки там не работают. Постоянно действующей галереи художественной куклы у нас в городе нет, как и традиционных выставок кукол. 

В Москве есть такие выставки, куда приходишь, как в сказку. Есть такие галереи, которые так и называются – "Галерея кукол". Одни открываются и закрываются спустя определенный период, другие работают по графику, но постоянно. Самое важное в этом деле, чтобы людей интересовали не только, и даже не столько деньги. Многим севастопольским галеристам интересно сотрудничество, но им также интересна и отдача. Им нужно, чтобы было как можно более прибыльно. А для меня главное, чтобы зашел человек и ахнул, чтобы глаз не смог оторвать. Чтобы дети в этой сказочной обстановке могли сесть за столик тут же и, вдохновляясь всем, что окружает, могли сделать свою собственную куклу. А вокруг – гномики и Белоснежка, Алиса и Шляпник, Щелкунчик и балеринки, которых так любит малышня, и много-много самых разных кукол, которые и взрослых ценителей приводят в не меньший восторг. Пусть это будет небольшая галерея, пусть провинциальная, но она будет. Это все-таки лучше, чем когда совсем ничего нет. 

Такая вот у меня мечта, пока неосуществимая. Всю организацию я бы потянула самостоятельно, но самое дорогое – снять помещение. Цены у нас сейчас какие-то нереальные. Но когда твоя голова занята мыслями, как бы отбить аренду, тебе не до творчества. А мне совершенно не хочется, чтобы все переходило исключительно в коммерцию. Для такого проекта это не просто пагубно, это кощунственно. Незачем и начинать".  

 

История эта своеобразна и особенна, в общем как и любая история человека, тем более творческого. Но есть в ней и кое-что знаковое: она же является и иллюстрацией к общей тенденции. Большинство профессиональных художников, в том числе занимающихся изготовлением авторских кукол, отдают сегодня предпочтение выставкам, которые проходят за пределами Севастополя и Крыма, что в нынешних условиях, откровенно говоря, непросто, а для кого-то и невозможно. Не все могут сегодня ездить в Украину, в Киев и Харьков, где раньше бывали каждый год. В Питер и Москву летают многие, как и раньше. Только реже.

В этом году куклы отправились в вояж вовсе без Наташи. 

"В это время, в начале весны, в Москве, в торговом центре на Тишинской площади разворачивается грандиозная выставка авторской куклы. Там столько всякой красоты! Для ориентира: мне, чтобы поучаствовать в ней, 15 000 рублей нужно заплатить только стенд – это аренда на четыре дня. Плюс дорога туда и обратно – минимум 8 000. Плюс проживание, и все остальное. Только представьте, сколько нужно продать этих кукол, чтобы окупилось такое участие! В итоге пять своих работ, над которым корпела вечерами с самого Нового года, я отдала знакомой, которая решила туда поехать. На этот раз в столице побывали одни из моих любимых – Пьеро и Пьеретта, Арлекин и Девочка с голубыми волосами. Да, еще райские птички".

Как стало известно, одну из них, белую, купил бессменный лидер "Машины времени", Андрей Макаревич.  

 

На всех парусах

«Бегущая по волнам» – единственный сохранившийся в доме арт-объект, который художница готовила к давней городской выставке, посвященной творчеству Александра Грина. На проволочном каркасе – белая, легкая бумажная муза с глиняной головкой. Внешне она показалась мне чем-то похожей на своего автора. И это не удивительно.

"Я стояла в этой же позе перед зеркалом и рисовала с себя эскиз, – рассказывает художница. – Первым материалом выбрала обычный пластик, и моя кукла, как я ни старалась что-то исправить, начала заваливаться то в одну, то в другую сторону. Этот путь был гибельным. Тогда я взяла самозатвердевающую глину и бумагу – самую тонкую, типа кальки – и девушка стала парить. Под ногами у нее – волна и кораблик. Сначала хотела сделать алый парус на нем, но потом что-то меня остановило, я почему-то передумала". 


А мне кажется, я знаю почему. Сама по себе фигурка уже выглядит парусом. И этого достаточно, чтобы достичь своего заветного острова. Остается дождаться попутного ветра.  

"Все же, перед тем как путешествовать дальше, вам необходим некоторый уют - остановка внутри себя". (А. Грин. "Бугущая по волнам"). Фото: Валерия Золотарева

Понравилось? (3)

Комментарии: