«В жизни иногда так мало ярких красок, или мы их просто не замечаем, – говорит художник. – Когда солнечные лучи попадают в комнату сквозь разноцветные стекла, помещение изменяется до неузнаваемости. В этом и состоит уникальность витража. Сделать из обыденности сказку».
Наша первая встреча произошла в центре Севастополя в один из зябких и пасмурных дней в конце февраля. В город Сергей приезжает редко, только по особому случаю. Этот был одним из таких: нашей съемочной группе не терпелось познакомиться, и он, наконец, сдался, пожертвовав несколько часов из единственного своего выходного дня.
Двери в сказку Сергей Алексеев приоткрыл еще в начале 90-х, живя в Харькове. Впервые в жизни попав в витражную мастерскую, он потерял дар речи: такого великолепия, говорит, никогда не видел. В какой-то степени сама мастерская, в которой он оказался, представляла собой произведение искусства: все окна пестрели и переливались витражами. Больше всего на свете ему тогда захотелось хоть немножко приобщиться к этому таинственному миру.
Начинал с подмастерьев. В то время достать специальное витражное стекло было целое дело. «По большому блату» приходили заказанные материалы из Москвы. Обычное оконное стекло с его технологическими параметрами использовать для витража невозможно. Витражное – более мягкое, плавное. При необходимости ему можно придать любую форму.
"К сожалению, даже в наше время качество материалов отечественных производителей оставляет желать лучшего, – печалится Сергей, – не говоря уже о цветовой палитре. А тогда даже собирали осколки бутылок и сплавляли их. О какой-то индивидуальной и творческой работе речи быть не могло. Но именно в то время я получил бесценный опыт". Так сложилось, что с витражами ему пришлось расстаться на долгие годы.
Вернуться к любимому делу мастер смог только в Крыму, куда приехал три года назад и где нашел свое маленькое счастье. Здесь встретил ту единственную, которую ждал долгие годы. Жена Жанна – не только верный помощник, но и источник вдохновения. А не так давно появилось еще одно, особенное, маленькое и голубоглазое – сын Илюша. Илюша-Балуша, как ласково называют его родители, в свои полтора года уже весь в отца: любит рисовать или долго наблюдать за тем, как работает папа. Новая жизнь, удивительная природа полуострова, море, солнце, вся атмосфера Тавриды – все это заставило его сердце забиться по-другому, и он снова взялся за создание «застывшей красоты солнечного света».
Можно перечитать сотню килограммов литературы и пересмотреть еще сотню мегабайт видео в интернете, но так до конца и не понять, откуда и как именно рождается волшебство витража. Все не то. Тут как в замечательной русской пословице: «Лучше один раз увидеть ...». Увидеть настоящее. Нам удалось убедиться в правдивости золотого правила, побывав несколько дней спустя в гостях у художника – в селе с красивым и вкусным названием Вишневое, что в 15-ти километрах от Севастополя.
Работает Сергей в маленькой мастерской, переоборудованной из бывшего предбанника. Несмотря на маленькие габариты помещения, здесь есть все необходимое – нужное освещение, стол, различные кусачки для ломки стекла, шлифмашинка, паяльник и, главное, желание – та самая атмосфера желания творить сказку. Изготовление классического витража в общем не требует какого-то дорогостоящего оборудования, говорит Сергей. "Чем богаты, тем и рады" – это про него.
Самым приближенным к классическому стилю и завоевавшим наибольшую популярность в современном дизайне является витраж Тиффани. Сергей предпочитает работать именно в этой технике. Многие при упоминании этого красивого названия сразу вспоминают продукцию известного бренда «Tiffany & Co». Связь между ними действительно есть. Луи Комфорт Тиффани – известнейший стекольный проектировщик, сын Чарльза Льюса Тиффани, «короля брильянтов» и основателя легендарной фирмы драгоценностей. Главная заслуга Тиффани-младшего в том, что он усовершенствовал технику пайки витражей, предложив соединять фрагменты будущего изделия с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Это позволило создавать удивительно сложные, красивые и объемные витражи.
Мы наблюдали за изготовлением будущего светильника, свет в котором предполагается «живой», то есть там будет свеча. Работая, художник вспоминает слова Михаила Жванецкого: «И самовар у нас электрический, и сами мы довольно неискренни". Конечно, такие лампы, не созданы для освещения, это в больше степени элемент декора. Но какого!
Процесс изготовления витража можно разделить на несколько этапов. Сначала создается эскиз в двух экземплярах, в соответствии с которым делаются бумажные заготовки, каждая пронумеровывается. По этим шаблонам мастер с помощью специального витражного стеклореза вырезает фрагменты будущей картины. Самые простые в изготовлении прямоугольные фигуры. А вот с листочком или, например, крылом птицы потрудиться придется намного дольше.
Дальше каждый кусочек стекла обрабатывается на шлифовальной машинке, пока его края не примут идеальную форму. Следующий этап – оклеивание деталей по периметру специальной медной фольгой, после чего все фрагменты спаиваются друг с другом, образуя нужную форму. Готовое изделие промывается и покрывается специальным раствором – патиной.
«Работа очень кропотливая, но за любимым занятием времени не замечаешь», – рассказывает Сергей. Это притом, что практически все этапы приходится выполнять стоя. Мастер даже составил своеобразную шкалу времени. В среднем на изготовление одной детали, начиная от бумажного шаблона и заканчивая пайкой и мытьем, уходит около получаса. Для более сложного фрагмента – от 45 минут до часа. Несложный арифметический подсчет говорит сам за себя. Одна из работ художника состояла почти из 3 000 деталей.
Более легкая техника – витражная роспись. Технология ее достаточно проста. После создания эскиза будущей картины на стекло наносится контур рисунка, который оставляют на некоторое время для высыхания. Ну а дальше – полет вашей фантазии.
«Такие картины очень выигрышно смотрятся в свете дополнительного освящения, сейчас популярно использовать диодную подсветку. Выполнить витражную роспись в домашних условиях несложно. Так что начинающим любителям хенд-мейда, мечтающим сделать что-то свое и оригинальное, можно начинать именно с этой техники», – говорит художник.
У Самого Сергея не так давно осуществилась еще одна мечта – он получил российское гражданство. Теперь на очереди следующая – сделать нечто значительное для Севастополя и Крыма. А имеено организовать большую витражную мастерскую, в которой художники смогли бы не только объединить усилия и создавать благородный необычный декор, но и, что главное, – делиться своим опытом и знаниями с начинающими витражистами.
Наша маленькая экскурсия в волшебное зазеркалье подошла к концу. Надолго отвлекать мастера от работы не хотелось, хотя так же не хотелось и прощаться. Глядя на все это буйство красок – оранжевых, желтых, салатовых, синих, зеленых – в общем, всех оттенков радости – я и сама загорелась попробовать свои силы в витражном деле. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Решила, прямо сегодня начну с росписи и рискну декорировать любимую вазу. Может, и у меня получится создать свою маленькую сказку. Если да, непременно вам похвалюсь.
*Редакция СИ "Журнал МостЪpress" благодарит за содействие в организации и проведении съемки в рамках подготовки материала администрацию Арт-кафе "Мадам Шоко".