Если бы кто-то сказал тогда, что его призвание – стать актером, а учиться ему доведется в старейшем и одном из крупнейших вузов России, обучающих сценическим специальностям, да еще и на бюджете, он бы рассмеялся. Искренне, весело, от души. Ну, или хотя бы улыбнулся. Хулигански иронично или широко-широко – одной из тех своих улыбок, по которым очень скоро будут скучать его близкие и друзья.
Много лет подряд Роман Гусев увлекался компьютерами и не имел никаких сомнений в том, что его будущая профессия будет связана с программированием. В 19 определился с вузом, остался в Севастополе, успешно окончил первый курс.
А потом он познакомился с ней.
И его жизнь, где все было так понятно и ожидаемо, рухнула, уступив место терзаниям, надеждам, обманутым ожиданиям, отчаянию, снова надеждам. В то, что когда-то удастся разорвать, наконец, этот замкнутый круг, сжимавший уже до хруста его веру в себя, он однажды отчаялся верить. Но от судьбы не уйдешь.
Однажды я понял, что не хочу, не могу и не смогу сидеть в офисе и заниматься программированием. Я хочу в театр.
Театральная студия "Фарт". Все началось здесь, когда я учился на втором курсе университета. Ее бессменным руководителем был и остается сейчас человек, которому я за многое произошедшее в моей жизни благодарен – мой первый педагог, заслуженный артист Украины Виталий Таганов. Как-то я попал сюда с друзьями. Не знаю, не могу сказать, что именно и как тогда произошло, но я стал ходить учиться актерскому мастерству. Было весело и интересно. Я продолжал ходить в университет, сдавать то, что надо, писать программы. Мой факультет назывался "Автоматика и вычислительная техника", и перспективы трудоустройства у меня были. А театр стал чем-то вроде хобби.
В течение года мы ставили разные спектакли, а зимой готовили новогодние сказки для детей. Несколько раз меня отбирали для съемок в кино, играть в эпизодах. Время шло, все это меня затягивало и окунало. И однажды я понял, что не хочу, не могу и не смогу сидеть в офисе и заниматься программированием. Я хочу в театр.
И решил поступать. Это был 2012-й год, тогда Севастополь еще находился в составе Украины, но я не хотел учиться в украинском вузе. Дело в том, что мне хотелось выбрать хороший вуз, где я получу достойное образование, а в авторитетных заведениях обучение было на государственном, украинском. Но я никогда не думал на украинском языке. Могу что-то прочитать, кое-что сказать, но я не думаю на нем – я думаю и чувствую на русском. Поэтому обучаться любимому делу на украинском, чтобы потом не играть ролей, посчитал нецелесообразным. В общем я поехал в Москву.
Честно скажу, я не верил в то, что могу поступить. Все это казалось мне недосягаемым.
Осознавать, что из-за каких-то бумажек ты не можешь заниматься любимым делом... Это было жестоко.
Набор шел к трем мастерам – на курс Григория Козлова, Владимира Рецептера и Сергея Бызгу. Я «пробовался» к двум. У Козлова дошел только до третьего тура, а у Бызгу до финала. На курс к каждому набиралось 22 человека. На одно место претендовали около 300.
Тебя могут попросить прочитать монолог Бальзаминова, спеть, станцевать, а могут дать задание «побыть» каким-нибудь животным. Да, все, что угодно
У кого-то засчитывались результаты ЕГЭ, но мне пришлось, как и в прошлый раз, сдавать два два "школьных" экзамена – русский и литературу. Третий, самый сложный – творческий экзамен тоже состоял здесь из нескольких этапов. Понервничать, конечно, пришлось.
На консультации я прочитал свою программу и вижу, что вроде не очень как-то заинтересованно на меня смотрят. А это было поздно уже, часов в 10 вечера, когда моя очередь пришла – запускали по 10 человек, и так с утра и до вечера. Ну, думаю, все. И тут у меня поинтересовались, пою ли я. Я сказал, что пою, обычно под гитару, но так, больше для себя. Мне предложили взять гитару: «Ну, играй. Представь, что ты у себя там, около моря, костер горит. Давай!»
Я одну песню сыграл – они молчат. Вторую – молчат. Третью. И тут понимаю, что не знаю уже, что и петь.Хочешь пробиться – готовься не показывать, а доказывать
Я понял главное: хочешь пробиться – готовься не просто показывать, а доказывать. Доказывать придется именно в творческом плане – нужно постараться убедить педагога, что ты живешь в образах, что не можешь без всего этого, что это – твое, в этом – весь ты. И тогда, если понравишься мастеру, тебя не будут "валить". Даже помогут где-то.
Потом начинается актерское мастерство, которое длится, пока нас не остановят
На учебу я приезжаю к 9-00 – 9-30 утра, а выходим мы из академии нередко часов в 11 вечера. Нас часто даже выгоняет охранник. Ведь как получается. В обед заканчивается теория – русская и зарубежная литература, русский и зарубежный театр, сцены движения, речь, ФИЗО – эти и другие предметы в основном до обеда, максимум до 16-17 часов. И потом начинается актерское мастерство, которое длится, пока нас не остановят. Сергей Дмитриевич трудоголик, и в его мастерской лентяйствовать некогда.
Общежитие от вуза довольно далеко – ехать около часа. Так что приезжаешь туда за полночь, валишься с ног, утром пьешь чай и опять на учебу. В такие дни ни на что больше не хватает времени. Тяжеловато, конечно, но очень интересно. Сейчас, кроме основной программы, мы готовим пластические этюды на музыку Вивальди, которые, возможно, будут показываться в Милане, на конкурсе. Пока не знаю точно, когда и как все это будет происходить.
Иногда вместо учебы студентам организовывается выезд в театры, музеи. Я и сам могу выбраться – в Эрмитаже и Русском музее бываю часто. Если время и погода позволяют, еду куда-то за город. Например, когда весна или начало осени, люблю съездить в Кронштадт и Петергоф, погулять по местам красивым. Бываю иногда на концертах. Концертов много разных, в этом недостатка нет. Люблю музыку панк-рок и с удовольствием хожу туда, где много энергии, где весело.
Стипендия у меня 1 500 рублей – сильно не разгуляешься, но спасает то, что и некогда (Смеется). Общежитие совсем недорогое – 400 рублей. Пришлось привыкнуть к другому ритму жизни, огромным расстояниям, которых нет в Севастополе. Вопросы передвижения решаю проездным билетом – студенческий стоит 1000, и с ним можно кататься на чем угодно. Вообще в месяц на жизнь вполне хватает 8-10 тысяч рублей, эти деньги мне пока высылают родители. Вполне реально. Может, кого-то это удивит. Смотря, какие запросы, конечно. Но я сюда приехал не деньги тратить. Кстати, в Питере цены на продукты гораздо ниже, чем сейчас в Севастополе. Сфера услуг – там да, на порядок дороже.
На 9-е мая просто не могу без Севастополя. На этот праздник я обязательно буду в городе – это свято для меня.
Ко всему привыкаешь. Питер очень красивый. Но, несмотря на всю его красоту, здесь нет солнца – его тут не видишь практически никогда, нет моря и той энергетики, которая есть в моем городе. Первый год было очень тяжело: я все время думал о Севастополе, о море, о солнце. На первом курсе успел съездить домой три раза. И каждый раз потом уезжать не хотелось. Возвращался, и несколько дней меня догоняла депрессия. Решил, что больше не буду так делать.
На эти новогодние каникулы не поехал домой, а отправился навестить родственников в Нижнем Новгороде. Второй год уже легче, конечно. Но все равно скучаю. На 9-е мая просто не могу без Севастополя. На этот праздник я обязательно буду в городе – это свято для меня. У меня прадедушка был подпольщиком. И вообще я люблю наш город в такие дни, как День Победы, День Черноморского флота, День защитника Отечества – 23 февраля.
Честно сказать, не знаю, останусь ли здесь, в Петербурге, по окончании института. Если будут большие перспективы, наверное, да, конечно. Про зарубежье вообще речи быть не может, мне это неинтересно. Если сняться в кино, то почему бы и нет. Но это же временно все. А именно жить... Нет. Жить мне на самом деле хочется в Севастополе.
* В статье использованы фотоматериалы из личного архива Романа Гусева.