Если бы кто-то сказал тогда, что его призвание – стать актером, а учиться ему доведется в старейшем и одном из крупнейших вузов России, обучающих сценическим специальностям, да еще и на бюджете, он бы рассмеялся. Искренне, весело, от души. Ну, или хотя бы улыбнулся. Хулигански иронично или широко-широко – одной из тех своих улыбок, по которым очень скоро будут скучать его близкие и друзья. 

Много лет подряд Роман Гусев увлекался компьютерами и не имел никаких сомнений в том, что его будущая профессия будет связана с программированием. В 19 определился с вузом, остался в Севастополе, успешно окончил первый курс.

А потом он познакомился с ней.

И его жизнь, где все было так понятно и ожидаемо, рухнула, уступив место терзаниям, надеждам, обманутым ожиданиям, отчаянию, снова надеждам. В то, что когда-то удастся разорвать, наконец, этот замкнутый круг, сжимавший уже до хруста его веру в себя, он однажды отчаялся верить. Но от судьбы не уйдешь. 

Однажды я понял, что не хочу, не могу и не смогу сидеть в офисе и заниматься программированием. Я хочу в театр.

Театральная студия "Фарт". Все началось здесь, когда я учился на втором курсе университета. Ее бессменным руководителем был и остается сейчас человек, которому я за многое произошедшее в моей жизни благодарен – мой первый педагог, заслуженный артист Украины Виталий Таганов. Как-то я попал сюда с друзьями. Не знаю, не могу сказать, что именно и как тогда произошло, но я стал ходить учиться актерскому мастерству. Было весело и интересно. Я продолжал ходить в университет, сдавать то, что надо, писать программы. Мой факультет назывался "Автоматика и вычислительная техника", и перспективы трудоустройства у меня были. А театр стал чем-то вроде хобби. 

В течение года мы ставили разные спектакли, а зимой готовили новогодние сказки для детей. Несколько раз меня отбирали для съемок в кино, играть в эпизодах. Время шло, все это меня затягивало и окунало. И однажды я понял, что не хочу, не могу и не смогу сидеть в офисе и заниматься программированием. Я хочу в театр. 

Роман Гусев (справа) на репетиции спектакля. ТС "Фарт", руководитель В. Таганов (в центре)

И решил поступать. Это был 2012-й год, тогда Севастополь еще находился в составе Украины, но я не хотел учиться в украинском вузе. Дело в том, что мне хотелось выбрать хороший вуз, где я получу достойное образование, а в авторитетных заведениях обучение было на государственном, украинском. Но я никогда не думал на украинском языке. Могу что-то прочитать, кое-что сказать, но я не думаю на нем – я думаю и чувствую на русском. Поэтому обучаться любимому делу на украинском, чтобы потом не играть ролей, посчитал нецелесообразным. В общем я поехал в Москву. 

Честно скажу, я не верил в то, что могу поступить. Все это казалось мне недосягаемым.

Мне очень хотелось съездить, посмотреть на все, приглядеться. "Фартовцы" тогда очень поддерживали меня, говорили: "Езжай, даже не раздумывай!". Верили как-то в меня. А вот я, честно скажу, я не верил, что могу поступить. Все это казалось мне недосягаемым. Я понимал, что у известных и даже малоизвестных актеров тоже есть дети. И вообще в самой Москве сотни, а, может, и тысячи таких вот, как я, влюбленных в театр, к тому же помоложе, а мне тогда было уже 24. И я спрашивал себя: "На что ты рассчитываешь? Почему решил, что будешь ты, а не они?". Так вот спрашивал и все равно решил ехать.
И сразу столкнулся с проблемой. Дело в том, что иностранцам, которые хотят учиться в России на бюджете, должны быть выделены под это квоты в стране их проживания. Белорусов такой вопрос не заботил, там между странами были другие отношения и договоренности на тот момент. А вот я, русский с украинским паспортом, оказался для своих иностранцем. Поэтому, прежде чем ехать, пришлось не один раз побывать в Симферополе, написать заявление, оформить нужные бумаги, чтобы мне эту пресловутую квоту выделили. В Москве сказали, что допустят до испытаний, если здесь будут даны какие-то гарантии. Гарантии были даны, я поехал и успел забыть об этом. 

Осознавать, что из-за каких-то бумажек ты не можешь заниматься любимым делом... Это было жестоко.

Вспомнил, когда дошел до финала в Школе-студии МХАТ. Я поступал на специальность «Актер драмтеатра и кино». Прошел все туры, их было много. Отбор был жесткий. На одно место в группе мастера претендовали от 300 до 400 абитуриентов. Каждый день проходило по тысяче человек. И когда я дошел до финала, и нас осталось 50, у меня поинтересовались, как обстоят дела с квотой. Я позвонил в Симферополь и узнал, – я ног под собой не чувствовал – узнал, что мне ее не выделили. Единственным шансом здесь остаться было перейти "на коммерцию" и платить за учебу 9 000 $ в год. Об этом не могло быть и речи.
Осознавать, что из-за каких-то бумажек ты не можешь заниматься любимым делом... Это было жестоко. Я вернулся домой и стал жить привычной уже для меня жизнью: продолжал посещать студию, участвовал в спектаклях, иногда снимался в кино, а большую часть времени занимался организацией развлекательных мероприятий, свадеб, детских праздников. По технической специальности не поработал ни дня.
Кадр из фильма "Поделись счастьем своим", 2015.
Год спустя Виталий Таганов убедил меня опять ехать поступать. Говорил: "Езжай хоть в Киев. Почему нет. Там посмотришь". Один раз в четыре года в Киевском национальном университете театра и кино им. И.К. Капенко-Карого набирался "русский курс", и это был как раз такой год. Из уважения к своему педагогу, который в меня так верил, и просто для того, чтобы потом ни о чем не жалеть, я поехал. Сходил на консультацию. Никаких толп, какие я увидел в Москве, не было. Походил, посмотрел. И почему-то мне показалось, что никому тут ни до кого нет никакого дела. Я понял, что учиться здесь точно не буду, поскольку никаких знаний, ради которых все затевалось, не приобрету. 
 
А потом случилось чудо – Севастополь снова стал российским. И когда в 2014-м я получил новый паспорт, то первое о чем подумал: "Почему бы мне не попытать счастья еще раз?" Судьба давала мне еще один шанс. И я поехал в Москву. Конечно, опять во МХАТ. Только вот на этот раз все закончилось печально. По итогам двух туров меня "отсеяли". 
 
Но перед тем, как уехать, я успел познакомиться с ребятами из Кемерово. Они рассказали, что собираются попытать счастье в Санкт-Петербурге. Один из них, парень, в итоге все-таки попал во МХАТ, но на тот момент решил подстраховаться. Были еще две девочки, которые не прошли. Предложили ехать с ними. Я недолго раздумывал. Поступать решил в Российский государственный институт сценического искусства – многие знают этот вуз как Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (СПбГАТИ). Так случилось, что переименовали ее как раз в том же 2014-м году. 

Набор шел к трем мастерам – на курс Григория Козлова, Владимира Рецептера и Сергея Бызгу. Я «пробовался» к двум. У Козлова дошел только до третьего тура, а у Бызгу до финала. На курс к каждому набиралось 22 человека. На одно место претендовали около 300.

Тебя могут попросить прочитать монолог Бальзаминова, спеть, станцевать, а могут дать задание «побыть» каким-нибудь животным. Да, все, что угодно

У кого-то засчитывались результаты ЕГЭ, но мне пришлось, как и в прошлый раз, сдавать два два "школьных" экзамена – русский и литературу. Третий, самый сложный – творческий экзамен тоже состоял здесь из нескольких этапов. Понервничать, конечно, пришлось.

На консультации я прочитал свою программу и вижу, что вроде не очень как-то заинтересованно на меня смотрят. А это было поздно уже, часов в 10 вечера, когда моя очередь пришла – запускали по 10 человек, и так с утра и до вечера. Ну, думаю, все. И тут у меня поинтересовались, пою ли я. Я сказал, что пою, обычно под гитару, но так, больше для себя. Мне предложили взять гитару: «Ну, играй. Представь, что ты у себя там, около моря, костер горит. Давай!»  

Я одну песню сыграл – они молчат. Вторую – молчат. Третью. И тут понимаю, что не знаю уже, что и петь.
Стал импровизировать, сейчас уже не повторил бы. Но, видно, это как раз и оценили. Я прошел. К следующему туру стал готовиться и думаю: я же очень люблю Гамлета! Подготовил монолог Гамлета, пришел, рассказал – прошел. На второй тур тебе уже дают задание, и ты возвращаешься с выученным текстом и читаешь. На подготовку есть 3-4 дня. Тебя могут попросить прочитать монолог Бальзаминова, спеть, станцевать, а могут сказать «побыть» каким-нибудь животным. Да, все, что угодно может быть. 

Хочешь пробиться – готовься не показывать, а доказывать

После трех отборочных туров начинаются новые испытания. Проходят еще своеобразные "занятия". Формат такой, будто все уже поступили и работают в аудитории, а мастера приходят и смотрят, как ты занимаешься. Еще был дополнительный тур «Кабаре». На подготовку задания давалось, по-моему, четыре дня. За это время нужно было придумать себе номер и представить нечто в виде сольного такого концерта. Такая вот презентация. Каждый готовит ее, и когда остается уже человек 50, их делят на группы, которые готовят уже совместное представление из одиночных и общих номеров, рассчитанное на 1,5-2 часа.  

Я понял главное: хочешь пробиться – готовься не просто показывать, а доказывать. Доказывать придется именно в творческом плане – нужно постараться убедить педагога, что ты живешь в образах, что не можешь без всего этого, что это – твое, в этом – весь ты. И тогда, если понравишься мастеру, тебя не будут "валить". Даже помогут где-то. 

 

Потом начинается актерское мастерство, которое длится, пока нас не остановят

На учебу я приезжаю к 9-00 – 9-30 утра, а выходим мы из академии нередко часов в 11 вечера. Нас часто даже выгоняет охранник. Ведь как получается. В обед заканчивается теория – русская и зарубежная литература, русский и зарубежный театр, сцены движения,  речь, ФИЗО – эти и другие предметы в основном до обеда, максимум до 16-17 часов. И потом начинается актерское мастерство, которое длится, пока нас не остановят. Сергей Дмитриевич трудоголик, и в его мастерской лентяйствовать некогда.  

Общежитие от вуза довольно далеко – ехать около часа. Так что приезжаешь туда за полночь, валишься с ног, утром пьешь чай и опять на учебу. В такие дни ни на что больше не хватает времени. Тяжеловато, конечно, но очень интересно. Сейчас, кроме основной программы, мы готовим пластические этюды на музыку Вивальди, которые, возможно, будут показываться в Милане, на конкурсе. Пока не знаю точно, когда и как все это будет происходить.  

Иногда вместо учебы студентам организовывается выезд в театры, музеи. Я и сам могу выбраться – в Эрмитаже и Русском музее бываю часто. Если время и погода позволяют, еду куда-то за город. Например, когда весна или начало осени, люблю съездить в Кронштадт и Петергоф, погулять по местам красивым. Бываю иногда на концертах. Концертов много разных, в этом недостатка нет. Люблю музыку панк-рок и с удовольствием хожу туда, где много энергии, где весело.  

Стипендия у меня 1 500 рублей – сильно не разгуляешься, но спасает то, что и некогда (Смеется). Общежитие совсем недорогое  – 400 рублей. Пришлось привыкнуть к другому ритму жизни, огромным расстояниям, которых нет в Севастополе. Вопросы передвижения решаю проездным билетом – студенческий стоит 1000, и с ним можно кататься на чем угодно. Вообще в месяц на жизнь вполне хватает 8-10 тысяч рублей, эти деньги мне пока высылают родители. Вполне реально. Может, кого-то это удивит. Смотря, какие запросы, конечно. Но я сюда приехал не деньги тратить. Кстати, в Питере цены на продукты гораздо ниже, чем сейчас в Севастополе. Сфера услуг – там да, на порядок дороже.  

На 9-е мая просто не могу без Севастополя. На этот праздник я обязательно буду в городе – это свято для меня.

Ко всему привыкаешь. Питер очень красивый. Но, несмотря на всю его красоту, здесь нет солнца – его тут не видишь практически никогда, нет моря и той энергетики, которая есть в моем городе. Первый год было очень тяжело: я все время думал о Севастополе, о море, о солнце. На первом курсе успел съездить домой три раза. И каждый раз потом уезжать не хотелось. Возвращался, и несколько дней меня догоняла депрессия. Решил, что больше не буду так делать.

На эти новогодние каникулы не поехал домой, а отправился навестить родственников в Нижнем Новгороде. Второй год уже легче, конечно. Но все равно скучаю. На 9-е мая просто не могу без Севастополя. На этот праздник я обязательно буду в городе – это свято для меня. У меня прадедушка был подпольщиком. И вообще я люблю наш город в такие дни, как День Победы, День Черноморского флота, День защитника Отечества – 23 февраля.   

Честно сказать, не знаю, останусь ли здесь, в Петербурге, по окончании института. Если будут большие перспективы, наверное, да, конечно. Про зарубежье вообще речи быть не может, мне это неинтересно. Если сняться в кино, то почему бы и нет. Но это же временно все. А именно жить... Нет. Жить мне на самом деле хочется в Севастополе. 

 

* В статье использованы фотоматериалы из личного архива Романа Гусева.