С открытием «культурных шлюзов» нового времени у севастопольцев, как и у всех крымчан, появилась возможность воочию увидеть многих российских актеров театра и кино, певцов, музыкантов. Не только молодых, популярных, современных, но и любимых еще с советских времен. Кумиров. Идолов. Идеалов. Не всегда идеальных, но почти всегда и беспрецедентно лучших и непревзойденных в глазах их фанатов, пускай и бывших. А, если повезет, то не только увидеть и услышать их со сцены, но и лично пообщаться, и (о, счастье!), в обнимку сфотографироваться на память.

«Ленинград» и Полина Гагарина, Александр Ширвиндт, Валентина Талызина, Юлия Чичерина, Олег Газманов, Артур Беркут, Иосиф Кобзон, Василий Лановой, балетная труппа Олега Виноградова, Анастасия Волочкова, Армен Григорян и «Крематорий», «Любэ» со своим бессменным лидером Николаем Расторгуевым, Гарик Сукачов, Дима Билан. Полный список известных людей культуры и шоу-бизнеса, успевших посетить Крым и Севастополь за последние три года огромен. Ну а последнее событие – Международный музыкальный фестиваль "Опера в Херсонесе", который посетил сам президент, окончательно убедило, что путь в большое культурное будущее для Севастополя определен. 

Опера в Херсонесе. 2017.Фото: Дмитрий Осипенко

Жаждущие скорейшего вливания в единое культурное пространство страны, мечтающие о встречах с известными людьми «из телевизора» и ностальгирующие по "живым" песням кумиров наши люди без оглядки бросились в объятия нахлынувшему счастью. Охлаждать пыл время от времени способны лишь цены на билеты, но даже им не всегда это под силу. Заветный билет трепетно хранится до конца концерта: тут будет автограф звезды. 

"Крематорий" в Севастополе.Фото В. Золотаревой

Оркестры, солисты, ансамбли, маститые актеры и мастера словесного жанра. Атмосферу таких встреч, особенно, когда они проходят в небольших севастопольских залах, сложно описать словами. Старшее поколение молодеет на глазах, а молодое, искусно орудуя мобильниками, спешит в глобальную сеть поведать всему свету: «Прямо сейчас в Севастополе...!». 

С таким искренним, воодушевленным, по-детски наивным и восторженным зрителем приезжим артистам с «большой земли» встречаться легко и приятно. Правда, и обидеть его, как ребенка, тоже довольно легко. 

Ю.Куклачев в Севастополе. Фото: Анна Петрова

Например, можно позволить широко разрекламировать спектакль или концерт со своим участием, а незадолго до премьеры сообщить об отказе приехать в Крым. Причиной, скорее всего, назовут невозможность договориться с организаторами по финансовым вопросам. Но прозорливые наши люди в таких случаях делают иные транскрипции, и осадок остается.  

Или можно, наоборот, приехать. Например, чтобы преподать «Уроки доброты». И по-доброму так, тихо, сразу после выступления сказать журналистам: «Не надо интервью, не надо ничего писать. Выступил, и ладно. У меня еще в Германии гастроли. Ну, вы понимаете?». Если честно, не совсем. Точнее совсем не. Потому как писать о вас начали здесь не вчера и не от скуки. Вам ведь нужно было продать билеты, кто-то должен был прийти и послушать вас, так? И пришел, и послушал. В частности о том, как вы счастливы оказаться в Севастополе, и как дорог вашему сердцу этот город чуть ли не с детства. Охотно не верю. 

Но, как советовала гениальная на едкое слово Фаина Раневская, отпустим клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.

Гораздо противнее, на мой взгляд, когда разочарование доверчивого и радушного нашего зрителя связано не с политической подоплекой, а как раз с самим творчеством. И того хуже, если никакого разочарования у зрителя и не было вовсе, так как осчастливленный одним лишь фактом возможности прикосновения к великому-родному, он так и не понял, что его развели. И ладно бы только на деньги. Хуже. На чувства. 

Культурная наживка из ностальгии – опробованный, выигрышный, хорошо работающий прием. Использовать его в Крыму и Севастополе пока еще весьма и весьма эффективно. Подозреваю, что гораздо эффективнее, чем где бы то ни было в сегодняшней России. И все бы ничего в этой истории, если бы не одно "но".

Не берусь судить о ситуации в целом в Крыму, но, как показывают наблюдения в родном Севастополе, в большинстве своем «не привитые» мои земляки, малосведущие в тонкостях работы многоуровневого отечественного шоу-бизнеса, способны сегодня проглатывать не только продукт достойного качества, который, к счастью, поступает и регулярно, но и суррогат. Откровенный эрзац, к отведанной порции которого, что особенно печально, они готовы попросить добавки. А спрос, как известно, рождает предложение. Примеров тому не один, но есть особенно примечательные, иллюстрирующие, так сказать, тенденцию. 

Ноги, крылья... главное – хвост!

На днях в Севастополь наведалась группа, солистом которой в афишах был заявлен Александр Дроздов. На одной из культурных площадок города гости сцены исполнили известные песни из репертуара вокально-инструментального ансамбля «Синяя птица» и еще несколько хитов других исполнителей, презентуя себя как продолжателей легендарного ВИА. 

В интервью Александр, однофамилец известного исполнителя ВИА «Синяя птица» Сергея Дроздова, стоявшего у истоков создания ансамбля, рассказал, как он счастлив побывать в городе, с которым давно знаком и который любит с детства. 

Фото: Анна Петрова

«Если говорить о самом первом приезде, то я был такой малипусик, и привозили меня, естественно, родители. Привозили, честно говоря, в Судак – там мы жили. Но ездили на экскурсии в Севастополь: на Сапун-гору, в Панораму, Диораму, Музей Аквариум – я его обожал, на Графскую пристань. Ну, и естественно, к памятнику Затопленным кораблям. Город мне не чужой. Мы бывали тут с детства и я, и мои друзья, которые родились в разных местах, даже где-то в глубине души мечтали родиться здесь».

Побеседовать с артистом мне удалось лишь когда последний зритель, осчастливленный его автографом, покинул фойе. В разговоре Александр был учтив и улыбчив, но заметно нервничал. Возможно, сказывалась усталось. А вот на сцене он выглядел вполне уверенно, даже чересчур. Временами происходившее было похоже на выступление на свадьбе или корпоративе. Для продолжателей традиций ВИА "Синяя птица" такой формат подачи был, мягко говоря, не в духе. И хотя мое субъективное мнение красноречиво разделяли некоторые в зале, были и те, кто охотно подпевал слова любимых когда-то хитов и откровенно получал от происходящего удовольствие. Иногда Александр переставал петь, направляя микрофон в зал и предлагая зрителям сделать это за него. Но до аншлага было далеко, и коллективному голосу явно не хватало мощи, так что фрагменты песен просто пропадали. 

Общаясь со зрителями, солист вспоминал композиторов и авторов стихов к песням из репертуара советского ВИА «Синяя птица», рассказывал разные истории об одних и тех же людях – любимых публикой когда-то исполнителях, не связанных с ансамблем. При этом как-то вскользь упомянул о своем однофамильце, Сергее Дроздове. Будто не желая лишний раз ворошить историю ансамбля и вспоминать людей, имеющих отношение к его созданию. Все это показалось мне странным. 

Фото: Анна Петрова

Странным вдвойне все выглядело еще и потому, что в канун нового 2017 года Севастополь уже встречал одну "Синюю птицу". Другую. Тогда на музыкальном празднике по случаю открытия главной елки города на центральной площади выступил ансамбль под руководством Алексея Комарова. Этот же коллектив был у нас и раньше, в мае, когда выступил в Доме офицеров флота.

Многие из тех, кто в теме, скажут, что и эта «Птица» уже не та, и будут правы. Той, что высоко взлетела в 1976-м, не стало еще на заре 90-х, с распадом Союза. В лучшие годы ансамбль собирал по три стадиона в день в разных городах страны. Его узнали в Болгарии, Чехии, Польше, Словакии, Афганистане, Танзании, Кении, Эфиопии, Бенине, Того, Анголе, Вьетнаме, Лаосе, Кампучии и на Сейшельских островах. Для "крылатого" советского бренда все закончится летом 1991 года, по возвращении из гастролей в США. 

Но история "Синей птицы" на этом не прервется. В 1999-м участники прежнего состава, братья Алексей и Александр Комаровы и бывший фронтмен Сергей Дроздов с согласия и одобрения основателей первого легендарного коллектива, Роберта и Михаила Болотных, предприняли попытку возродить ансамбль. Их усилиями в Самаре был зарегистрирован Городской Общественный Фонд "Программа Поддержки Творчества ВИА "Синяя Птица" с основным видом деятельности в области исполнительских искусств. В числе учредителей был и сам Сергей. Возобновились концерты и гастроли.

Однако спустя два года любимый когда-то миллионами фанатов на постсоветском пространстве Сергей Дроздов покинет команду, решив начать сольную карьеру. До конца осуществить мечту ему так и не удастся, но удастся стать лидером нового бэнда – «"Синяя птица" Сергея Дроздова», который будет исполнять старые и новые хиты, в том числе песни, автором которых был сам. Право использовать наименование "Синяя птица" он получит от своих прежних соратников, корифеев ВИА.

В 2012-м после продолжительного и неравного боя с тяжелой болезнью Сергея Дроздова не стало. 

Что до "Синей птицы" под руководством Алексея Комарова, то она существует по сей день.

В 2014-м ансамбль выступил на Олимпиаде в Сочи, после чего за год дал более ста концертов в России и представил новую концертную программу в Прибалтике. В начале 2017 года снова появился на сцене Государственного Кремлевского дворца, выступив в числе приглашенных друзей на юбилейном концерте известного исполнителя, композитора, писателя и поэта, заслуженного артиста России Вячеслава Малежика. В этом же зале артисты давали большой концерт, посвященный 35-летнему юбилею ансамбля в 2011-м. Среди почетных гостей вечер тогда посетили Роберт и Михаил Болотные. Кстати, Роберт Аронович и сегодня продолжает непосредственно участвовать в работе "Синей птицы" под руководством Алексея Комарова – он продюсер коллектива. 

Именно эта «Синяя птица» и прилетала в Севастополь в минувшем году.  

Фото из архива ВИА "Синяя птица" с Алексеем Комаровым

Но кто же тогда выступил в Крыму и Севастополе с солистом Александром Дроздовым? И случайна ли его «однофамильность» с прежним лидером ансамбля-легенды?

Помимо публики, что отзывается о коллективе нелестно, есть и категория зрителей, которые с радостью встречают исполнителя любимых хитов, при этом всерьез полагают, что Александр был не только соратником, но едва ли не наставником Сергея Дроздова. Другие же приписывают артистам несуществующее родство. Впрочем, сам артист такие догадки не спешит опровергать. Как раз наоборот: подогревает интригу.  

Скриншот со страницы ансамбля с солистом Александров Дроздовым в соцсети "Одноклассники"

Но нет, он не брат Сергея Дроздова. И уж, конечно, не сын. 

Не имевший никакого отношения к деятельности советского ВИА "Синяя птица" и вообще не лестно отзывавшийся об отечественной эстраде того времени Александр Дроздов войдет в состав уже возрожденного ансамбля в 2000-м.

«Мне не нравилось то, что исполнялось на советской эстраде, транслировалось по телевизору. Я любил совсем другие песни, те, которые с 14 лет исполнял на танцплощадках и для друзей. После перестройки я почувствовал, что появляется относительная свобода творчества. Я хотел петь и в 1996 году записал первую песню... Начались концертные выступления, а в апреле 2000 года я был приглашен в ВИА «Синяя птица»», – об этом Александр расскажет одному самарскому изданию, когда ВИА с ним уже попрощается.

Идея взять однофамильца Дроздова в обновленную команду ансамбля принадлежала его руководителю Алексею Комарову. 

«Александр попал в коллектив исключительно по моей инициативе, потому что у него была фамилия Дроздов по паспорту. Это был маркетинговый ход в пользу которого было несколько причин. Одна из них, но она не основная, это то, что основали коллектив братья Роберт и Михаил Болотные, возродили братья Александр и Алексей Комаровы. И я решил пусть будут и два Дроздовых. Пусть будет интрига. Вокруг артиста должна быть какая-то тайна, загадка. И Александра Дроздова я брал, чтобы зритель приходил на концерты, за кулисы, спрашивал, интересовался. Как-то у нас был концерт в филармонии, я снял его на видео и привез показать Роберту Болотному в Калининград. И сказал: «Я взял этого человека». А он мне ответил: «Леш, ты неправильно сделал. Я понимаю причину, по которой ты это сделал, но такого человека нельзя: он компрометирует имя «Синей птицы». Надо убрать его». Я понимал, что Александр слабый исполнитель, но не послушался Роберта. Почему? Потому что на тот момент он рассуждал об этой проблеме со стороны, снаружи. А меня все это касалось изнутри, мне надо было решать задачи. Это касалось жизнеспособности коллектива».

Об этом и многом другом Алексей Комаров лично расскажет мне спустя несколько дней после концерта Александра Дроздова и Ко в Севастополе. «К сожалению, это горькая реальность всех ретро-коллективов, но в нашем случае ситуация вообще вопиющая», – первое, что ответит представитель команды ВИА "Синяя птица" на мою просьбу помочь в организации интервью. 

Да, действительно, на протяжении двух лет двое Дроздовых выступали вместе на одной сцене. На видео выше – один из концертов как раз того периода. За ударной установкой можно увидеть самого Алексея Комарова, а позади солирующего Сергея Дроздова, с гитарой в руках, уже знакомого нам Александра. Ансамбль он покинет в 2008-м. 

Очень скоро бывший участник "возрожденки" Александр Дроздов забудет, куда его когда-то приглашали, и кто были эти люди. 

Но избави нас от лукавого

Сегодня репертуар своих концертов Александр Дроздов строит преимущественно на шлягерах ВИА «Синяя птица» Роберта и Михаила Болотных. Больше того – презентует себя и коллектив музыкантов как "единственных продолжателей" популярного советского ансамбля.

«Вообще единственные, кто имеют право называться ВИА «Синяя птица» – это те люди, которые сегодня выходили на эту сцену. То есть исключительные права и товарный знак «Синяя птица» по услугам ансамблей, услугам артистов и оркестров принадлежат продюсерскому центру «Синяя птица».

Так ответит мне Александр Дроздов после концерта в Севастополе, немного смутившись просьбе объяснить, кто же все-таки есть кто на "рынке синих птиц". Признаюсь честно, я была изумлена.

А кто же тогда выступал в Кремлевском дворце? На Олимпиаде в Сочи? Кто был в Севастополе какие-то полгода и год назад? Мошенники?! 

Утверждать этого Александр не смог. Помочь ему, сообщив, что подобные вопросы с моей стороны не корректны, поспешила организатор концерта, Елена Федоренко, назвавшая себя продюсером "Продюсерского центра «Синяя птица»". 

«Артисту не логично задавать такие вопросы, не корректно артисту отзываться не корректно о ком-то еще. Я продюсер, и только я могу такие комментарии давать относительно правообладания.

Мы, во-первых, не в курсе, какой состав присутствовал здесь (а какая, собственно, разница, какой состав выступал, если вы единственные, кто может выступать как ансамбль под этим именем с его репертуаром? – прим. ред.) 

За себя мы можем сказать, что мы в стране единственные законные правообладатели товарного знака «Синяя птица» на услуги ансамбля и артиста.

Все, кто выступают, позиционируют себя экс-солистами, либо имели в какие-то годы отношение к ансамблю, они не имеют законных оснований называться, использовать знак «Синяя птица». Они имеют право использовать в биографической какой-то информации, но не гастролировать и не выступать. У нас существует "Продюсерский центр ВИА «Синяя птица»", зарегистрированный в городе Саратове, и только он в праве давать полномочия артистам выступать».

И уже совсем обускураживающим стал ее комментарий в отношении ВИА «Синяя птица» под управлением Алексея Комарова.

«Алексей Комаров имеет право, насколько мне известно, на «Синюю птицу»...  на проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. Они могут проводить лекции, организовывать мероприятия, но не выступать как артисты, и как ансамбль. У них таких прав нет. Это нарушение авторских прав правообладателя».    

Забегая вперед, скажу, что в основе всего, преподнесенного, как непреложная истина, есть большое лукавство. И в том, что это – красивая легенда о правах, которую грамотно рассказывают в выгодном для себя свете, вводя в заблуждение публику, убедиться не трудно.

Для этого понадобится только время и терпение, чтобы по информации из документов соответствующих организаций и служб, находящейся в свободном доступе, внимательно изучить душещипательную историю приобретения ООО "Продюсерский центр "Синяя птица"" исключительного права на одноименный товарный знак в отношении части услуг. А именно – особенно важных для эстрадной деятельности артиста услуг пресловутого класса 41 по МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), касающихся выступлений артистов, ансамблей и оркестров.  

Справедливости ради стоит сказать, что хитросплетенные операции, целью которых было обретение некоторого преимущества "Синей птицы" Александра Дроздова перед конкурентами, восхищают ловкостью и умением превращать закон в дышло, и осуществлялись несомненно при поддержке и участии грамотных, юридически подкованных людей и на высшем уровне. 

И все же при более внимательном рассмотрении намалеванного черта становится не страшно, а смешно. Но как же этот черт выпрыгнул из табакерки?  

Поход на три буквы 

В 2013-м году 22 февраля (удивительно, но именно в этот день, который с 1976-го принято считать днем рождения ВИА «Синяя птица») в городе Саратове был зарегистрирован ООО «Продюсерский центр «Синяя птица» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и основным заявленным видом деятельности «деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений».

Оставалось зарегистрировать товарный знак "Синяя птица", которым защищался бы определенный спектр предоставляемых услуг. Для чего это было нужно? Для того, чтобы никто другой, действующий под таким же товарным знаком, не смог предоставлять идентичные услуги.  

"Синяя птица" Алексея Комарова

Поскольку еще раньше, в 2000-х годах СГОФ "Программа Поддержки Творчества ВИА "Синяя Птица", от имени которого много лет выступал ансамбль Алексея Комарова, уже зарегистрировал, и не один товарный знак "Синяя птица", в том числе надпись с логотипом – узнаваемой птичкой на фоне солнечного диска, борьбу с конкурентами можно было проводить исключительно в части услуг. На тот момент из значимых услуг 41-го класса, находящихся под охраной товарного знака "Синяя птица", у Комарова, после неоднократных и безуспешных попыток изменить ситуацию, оставалась лишь "организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий".  

"Синяя птица" Максима Рыбникова

Летом того же 2013 года ООО ПЦ "Синяя птица" получит свой первый козырь – право использования товарного знака "Синяя птица" и его охрану в отношении части услуг 41 класса МКТУ, а именно "развлечения (шоу)". Поможет ему в этом основатель одноименного агентства брачных знакомств, питерский фотограф, широко известный в узких кругах Максим Рыбников, с которым будет заключен соответствующий лицензионный договор.  

Правообладателем ТЗ "Синяя птица" предприниматель являлся с далекого 1998 года. Но спустя 15 лет, как раз в 2013 году, ему понадобится еще один товарный знак "Синяя птица". Незадолго до частичной передачи прав одноименному продюсерскому центру Рыбников подаст заявку на регистрацию очередного ТЗ "Синяя птица" (это будет обычная надпись заглавными печатными буквами). Только на этот раз среди прочего для товарного знака будет запрашиваться правовая охрана в части услуг 41 класса МКТУ: "услуги артистов", "услуги оркестров", "услуги ансамблей". Регистрация этого ТЗ пройдет в 2015-м.  

"Синяя птица" Александра Дроздова

А уже в следующем, 2016-м году, предварительно расторгнув первый договор с ООО Продюсерский центр "Синяя птица", Рыбников откажется от своего исключительного права на недавно полученный второй товарный знак в части как раз именно этих трех услуг. Откажется в пользу ООО "Продюсерский центр "Синяя птица"" (г. Саратов). Госрегистрацию договора об отчуждении прав произведут в канун 2017 года.  

Так исключительное право на товарный знак "Синяя птица" и его охрану в части услуг 41 класса МКТУ: "услуги артистов", "услуги оркестров", услуги ансамблей стало принадлежать ООО «Продюсерский центр «Синяя птица». Неоспоримый факт. 

Такой же неоспоримый, как и то, что все произведенные манипуляции не имеют никакого отношения к получению права называться ВИА "Синяя птица", именно ВИА, и позиционировать себя как продолжателей легендарного ансамбля. Такого права нет. Как и нет пресловутых исключительных прав на исполнение репертуара советского ансамбля, в чем пытаются, в разных городах и в разных интерпретациях убедить представители певца.

Скриншот из статьи "Продюсерский центр «Синяя птица» оштрафован на 100 тыс. рублей" на Губернском портале Самара. ру samara.ru от 28.04.2016

Зато есть фантазия и еще некоторые качества, необходимые для успеха дела. Так что заветные три буквы ВИА стали иногда просто приписывать. Но если буквы приписать можно, то переписать историю нельзя. Хоть, понятно, очень хочется. 

"Птица" ходит конем 

 

Алексей Комаров: Эти люди все время "бомбят" Роберта Ароновича Болотного. Какие они только не сулили ему гонорары, чтобы он признал Александра Дроздова продолжателем. 

Роберт Болотный – это папа ВИА «Синяя птица». И его брат Михаил тоже, но больше Рома. Он – тот человек, который все делал. Вся страна, которая в теме, она знает, кто есть кто. Рома был дальновидный, и на всех пластинках всегда было написано: «ВИА «Синяя птица». Руководители Роберт и Михаил Болотные». Понимаете? Никаких Дроздовых, Левкиных, Галицких и Гапоновых и Комаровых. Не было никогда фамилий.  

И Роберт Аронович ни за какие деньги, ни за какие привилегии, даже если ему предложат захоронение на Новодевичьем кладбище, он не согласится сказать, что Александр Дроздов является продолжателем ВИА «Синяя птица».

Мне удалось связаться с Робертом Ароновичем, который долгое время работал в Нью-Йорке, а теперь живет в Калининграде. Заочное знакомство с людьми, которые сегодня представляются продолжателями ВИА "Синяя птица", оставило неизгладимый след в его памяти. 

Роберт Болотный. Фото из личного архива

«Я этих людей вообще не знаю. У меня была как-то переписка с ними, письма приходили на фейсбук. Девочка, которая его (Александра Дроздова – прим. ред.) представляет, кажется, Лена ее зовут – видимо, она занимается всеми его вопросами, очень яростно бьется за него – в чем-то пыталась меня убедить. Я никогда с ней не разговаривал и не знаю ее голоса, но она очень напористая. Знаете, есть люди, которым сколько в них не плюй, они будут вытираться и снова приходить и спрашивать. 

Она глупости какие-то у меня спрашивала: «Почему вам не нравится, что мы будем ездить по стране и напоминать и прославлять те песни, которые исполнял ваш ансамбль?». У меня от этого глупого, дикого просто вопроса крыша поехала. Я предложил, что он (Александр Дроздов – прим. ред.) мог бы спеть несколько песен «Битлз» и называть себя «Битлз». Почему нет? Или «Веселые ребята» или «Песняры» себя назвать, какая разница.

Они хотели в моем лице иметь союзника. Но я им с самого начала сказал: «Нет, ребята, этого не будет». Я давно уже не молодой человек, и не могу торговать неправдой. И не хочу. 

Вы можете прийти в любой ресторан в Севастополе, в Москве, Калининграде, где-то еще и заказать любой шлягер из наших – «Клен», «Ты мне не снишься», «Белый теплоход», и они вам сыграют. Ансамбль ВИА «Синяя птица» выпустил очень много дисков, и из них вышло очень много хитов – песен, которые до сих пор поют. Но ведь эти люди не говорят же, что они «Синяя птица», они просто поют популярные песни.  

Сегодня есть два состава "Синяя птица" – в Самаре с Алексем Комаровым и Нью-Йорке, где тоже играют люди, которые у нас когда-то работали. И, самое главное, что там играют очень хорошие, действующие мощные музыканты. Есть еще коллектив в Москве – «Синяя птица» Дмитрия Галицкого, Дима проработал у нас солистом и клавишником лет двадцать, он реальный профессионал, и «Синяя Птица» Володи Преображенского, он тоже работал у нас. Но, знаете, эти люди – и Галицкий, и Преображенский, они верно отработали ансамблю ВИА "Синяя птица" много лет. Я собирал людей из разных городов, и с первого дня практически и до последнего руководил этим делом постоянно. У нас была определенная концепция на звук свой, подбор песен, и кому их исполнять. То есть это люди, которые, начиная от распевок, всю школу получили, потом наняли себе музыкантов, и теперь работают в духе "Синей птицы".

Остальные – просто халтурщики. Какие-то дети лейтенанта Шмидта ездят по стране. Сплошное вранье, это омерзительно. Если бы они назывались как угодно и исполняли бы песни из репертуара ВИА «Синяя птица», то это запретить просто невозможно. Но называть себя «Синей птицей», не сделав никакого вклада, даже минимального. Я даже не хочу говорить ни о нем, ни об этой Елене. Это аферисты. Бессовестные люди».  


Что касается репертуара, то абсолютных прав на песни ансамбля нет ни у кого, объясняет Алексей Комаров.

«Все авторские права переданы в РАО (Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» – прим. ред.). Нужно только подписать договор лицензионный с РАО, и если ты делаешь отчисления в РАО за концерты, то можешь петь все, что угодно. Вы тоже можете спеть. Согласие автора не нужно абсолютно. Вот такие у нас взаимоотношения с авторами и авторскими правами еще с советских времен остались. В России на эстрадной сцене такие отношения. 

Разрешение автора бумажное, с подписью и печатью, нужно только в том случае, если эти песни выпускаются на носителях – дисках, пластинках.Тогда идут уже отдельные отчисления автору по отдельно взятому договору.

ВИА "Синяя птица" (1977г.)

У нас был такой случай в 2002 году. Я организовал запись живого концерта для того, чтобы потом выпустить компакт-диск. И пока все сделал – обработал картинку, звук, все свел – прошло два месяца. Сергей Дроздов к тому времени уже ушел от нас. И вот я ему позвонил и сказал: «Серега, у меня диск готов. Что делать с песнями? Какие-то песни можно оставлять в твоем исполнении?». А он говорит: «Вот песни, которые «Синей птицы», их, пожалуйста, включай. А мои сольные, которые я сочинил и спел, не надо, потому что я буду делать свой сольный диск Сергея Дроздова». Вот так вот.

А потом я был вынужден обзванивать композиторов. Звонил всем. Так Юрий Антонов сказал, что, мол, мои песни не надо вставлять. И не потому, что он был против «Синей птицы», а я объясню, почему. Дело в том, что в то время Юрий Михайлович занимал определенный пост в РАО, и ему не нравилась эта организация, ее несовершенство. То есть песни поются, а деньги не приходят, и где они пропадают – не понятно. Представители РАО говорят, что не платят с концертных площадок, а концертные площадки говорят: «Как не платят?! Вот 5% с гонорара перечислили». В общем, Антонов был очень не доволен. 

Кроме того тогда было очень много пиратских дисков: из 10 дисков 9 были пиратскими, и Юрий Михайлович объявил войну пиратам в 2002 году, объявил мораторий на выпуск дисков со своими песнями. Специально так сделал: два года – 2002-й и 2003-й никому не давал согласие на выпуск своих произведений на дисках. Для чего? Для того, чтобы любой диск, датированный этим временем, сразу можно было признать пиратским и наказывать людей. Он сказал: «В 2004-м можешь выпустить». Но я понимал, что к тому времени все «протухнет», будет не актуально. Так и вышел альбом «Лайф-2002» «Синей птицы» без песен Антонова и сольных песен Сергея Дроздова. Это, что касается записи.

Но абсолютные права кого бы то ни было, включая Александра Дроздова, и тем более его, на песни из репертуара ВИА "Синяя птица" – полная чушь». 


ООО "Продюсерский центр «Синяя птица»", случается, штрафуют, но это не мешает его птенцам летать по стране. «Синяя птица» с Александром Дроздовым выступали в Смоленске, Томске, Горно-Алтайске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, других городах. Помимо Севастополя в рамках уже завершившихся августовских гастролей 2017 по Республике "Александр Дроздов и Ко" посетили Керчь, Феодосию, Ялту, Евпаторию, Щелкино и Николаевку. Потом были Анапа, Геленджик, а следом, по словам самого певца, их ждет его величество, культурная столица Санкт-Петербург. Солидный список, притом неполный. Так что Крым в этой эпопее не первый и не последний. 

Проверять, делают ли эти люди положенные отчисления в РАО и работают ли в согласии с авторами песен, записывая свои диски, – точно не моя забота. Меня заботит только одно: чтобы в моем городе было поменьше фарса, замешанного на ностальгии с привкусом эрзаца. Такие дела, земляки. Ну, а дальше уж каждый для себя решит, что ему по вкусу, по сердцу и по карману.