Организация

МостЪpress: Юрий Эдуардович, объясните пожалуйста, в чем все-таки заключалась причина задержки в оказании медицинской помощи пациентам 31 декабря? Врачи объяснили ее, в том числе и в случае с пациенткой, о котором шла речь в статье "Отложная помощь или Новый год в больнице", отсутствием возможности сделать рентген, который необходим перед операцией.

Ю. Восканян: Такого объяснения я не принимаю абсолютно. Даже при наличии одного рентгена, если ставится вопрос, взять больную или не взять, то пациент, который пришел с травмой, он посидит 10 минут, возьмут ту больную, которую необходимо, чтобы поставить правильный диагноз, немножечко задержится очередь. Почему вы считаете, что хирурги, которые занимались женщиной, и через 4 часа только взяли ее в операционную, – они хорошие, а кто-то плохой?

МостЪpress: Я не говорю, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Я таких оценок не даю. Но врачи говорят, что не имели возможности изменить ситуацию.

Ю. Восканян: Не имели возможности изменить или не захотели ее менять?

МостЪpress: Вот этого я не знаю.

Ю. Восканян: Они могли не захотеть ее изменить или смириться с тем, что это нормально. С 31 декабря на 1 января – это ночь серьезная, одна из самых ответственных. Это не посидел посмотрел новогодний огонек, а это, учитывая ситуацию в городе, это постоянные поступления людей. Для этого все находятся, как на иголках, готовые приехать, помочь, организовать, усилить.

МостЪpress: В тот день, 31 декабря, было падение парня с высоты. И все силы были брошены, как мне объяснили, на эту многочасовую операцию, на спасение, и единственный рентген был постоянно задействован.

Ю. Восканян: Если один рентген перегружен, открывается второй, открывается третий. Что, в принципе, и делалось, например, 10 января, когда у нас за 3 часа поступило 120 человек. Открыли 2 рентген, 3 рентген, приехал весь штат травматологов. Это говорит о том, что дежурный ответственный администратор, которым является дежурный врач приемного отделения, своевременно отреагировал и выполнил возложенные на него функциональные обязанности.

МостЪpress: Да, Сергей Иванович (губернатор Севастополя С. И. Меняйло) прокомментировал, что уже открыт 2-ой рентген, и что ситуация изменилась.

Ю. Восканян: Не "уже открыт", а он и был открыт. Когда потребность возникла в трех аппаратах, их включили. Может быть, ее не было на тот момент. А, может быть, она не была проинициирована дежурным. 

Дело в том, что есть определенные стандарты организации, о которой информирован в том числе и дежурный доктор. Если много больных пришло, и вдруг поступает с кровотечением пациент, значит все останавливается, и в первую очередь оказывается помощь тому, для кого имеется непосредственная угроза жизни. Их может поступить не один. Их может поступить 2, 3, 5, 10. А врачей 2–3. Ну никто не будет выводить по 20 врачей дежурных, если такая ситуация возникает раз в год. Поэтому, когда ситуация с массовым поступлением, дежурный врач по приемному покою инициирует – он ответственный администратор по больнице – дополнительное усиление бригады специалистов. То есть вызываются из дома хирурги, травматологи и так далее.

Причина, скорее всего, в следующем: привыкли работать не напрягаясь: пришел больной, пусть лежит по 7-8 часов. Если ты хочешь изменить ситуацию, но не можешь, у тебя есть руководство – обратись, попроси помощи. Все эти дни практически с утра и до вечера там дежурил главный врач и два его заместителя для того, чтобы в ручном режиме эту ситуацию регулировать. Сегодня вот мы имеет от вас такие факты, и мы, соответственно, проведем свое расследование. 

Я настоятельно рекомендую встретиться с руководителем больницы после того, как расследование будет проведено, чтобы вы услышали все стороны этого процесса. С докторами – мы готовы их пригласить, поговорить, в чем проблемы. Возможно, нужно было время, чтобы провести дифференциальную диагностику и поставить точный диагноз. Для того, чтобы понять, насколько все было правильно или неправильно, нам нужно увидеть документы. 

Если же проблема связана с тем, что им надо много работать, ну, это такая профессия. На дежурстве можно просто посидеть на диване – но ни для этого дежурство делается, – а можно заниматься больными. И человек, который выбирает для себя профессию хирурга, он понимает, что ему надо дежурить, что у него будут бессонные ночи, что возможны массовые поступления больных. Психология меняется не за один день. Для того, чтобы все было хорошо, врач должен своего близкого родственника поставить на место пациента, и, наверное, все тогда было по-другому. 

Увольнения 

МостЪpress: Врачи утверждают, что из-за многочисленных жалоб пациентов на организацию работы, специалисты стали увольнятся. Теперь не хватает рук.  

Ю. Восканян: Кто-то принимает новую систему, которая ориентирована на больного, а кто-то принимает только такую систему, которая ориентирована на себя. А кто-то просто физически не может справиться с той нагрузкой, которая есть. А она первые 1,5 года будет повышенной. И мы об этом предупреждали.  

То, что много там увольняется – таких данных нет. Думаю, что это больше разговоров. Тот, кто увольняется, переходит в частные структуры, там пока поспокойнее. Пока. 

То, что один сосудистый хирург уволился, как вам сказали врачи. Во-первых, он не единственный. Уже они вам соврали. Во-вторых, у меня как доктора наук по сердечно-сосудистой хирургии, имеющего огромный опыт в этой специальности, давно было много вопросов к нему по профессиональным моментам. В третьих, – случай. Привозят женщину в тяжелом состоянии, он ей отказывает в госпитализации, которая была показана, и говорит, что так ему сказало руководство. Она пишет письмо. Мы собираем всех, включая руководителей. Я спрашиваю: "Кто вам давал такое распоряжение". Он говорит: "Никто. Это я сам так сказал". Вот как его назвать после этого? То есть, понимаете: те, кто не доволен, пытаются неоказание помощи объяснить распоряжениями свыше. Это дико. Я впервые с таким сталкиваюсь. Да, этот сосудистый хирург, посмотрев в глаза всему коллективу, после этого уволился, конечно.

Хирургов двое. Это кандидаты, которые приехали из ведущих центров, уже первых больных прооперировали, и скоро будут трудоустроены. Они из Кемерово – прекрасная школа. Один пока приехал, а потом второй прибудет. Здесь и не надо много, потребность должна быть. Пачка резюме лежит у меня людей, готовых приехать из России.

Материальная база 

Ю. Восканян: Сегодня рентген-оборудование старое и не способно пропустить большой поток больных, дефицит оборудования катастрофический, только-только начинаются поставки. 

Что касается очередей – они пока будут: у нас 1 травмпункт. Чтобы создать еще травмпункты, надо построить кабинеты, оснастить их в соответствии с нормами. Я этот вопрос ставил сразу с момента своего назначения. Мы работаем над этим и откроем их по мере оснащения оборудованием. 

Одно лицензирование длится 40–45 дней. Кроме того, под это нужны кадры. А травматологов нет. Одни работают в 9-й больнице работают – это плановые не экстренные, и вот экстренная группа работает в 1-й. А нужен круглосуточный штат травматологов с сестрами, которых надо выучить, привезти, устроить на работу. 

Морально здания устарели, их нужно менять. Секрет вам  расскажу. Сегодня хирургический корпус знаете на безе чего расположен? Это терапевтический корпус, который по всем санпинам не соответствует нормам. Я уже не говорю о том, что у него состояние такое. Что мы можем? Ну давайте закроем, и у нас вообще не будет хирургии.

Понимаем, что есть дефицит оборудования. Что там многого не хватает, потребуется время, чтобы все это улучшить. Ни одного объекта здравоохранения не построили за последние 23 года.

МостЪpress: Ну а как же новый четырехэтажный "хирургический" корпус, торжественно открытый в 2012 году? Об этом писала вся пресса.

Ю. Восканян: Этот корпус, где сейчас временно разместилось управление здравоохранения, не введен в эксплуатацию до сегодняшнего дня по причине не соответствия его санитарным нормам ни Украины, ни России. Проект заложили не мы, а проектировщики предыдущей власти. Сейчас ведется расследование по этому объекту. Это объект-стройка. Он не принадлежит даже системе здравоохранения – до сих пор находится в ведомстве генподрядчика.

В нарушение законодательства туда вселили несколько отделений. Если бы хоть один больной споткнулся, ударился, упал – это было бы уголовное дело. Моим приказом оттуда были выселены больные.

МостЪpress: Но там операции же производились. Выходит, незаконно?

Ю. Восканян: Конечно, незаконно... В общем, это другая страна была. Это было в прошлом – забыли. Теперь мы занимаемся тем, чтобы из этого здания сделать что-то, чтобы оно работало, чтобы его запустить. Много работы. Нельзя мгновенно превратить Севастополь в Москву.    

***

Можно предположить, что незаконное использование нового "хирургического" корпуса, о котором в статье тоже упоминалось, как о пустующем в то время, когда не лишними являются и дополнительная площадь, и оборудование, было продиктовано желанием бывшего руководства улучшить работу больницы, расширив возможность оказывать квалифицированную хирургическую помощь, закрывая при этом глаза на отсутствие соответствующих документов о вводе здания в эксплуатацию. Несколько похожая по сути ситуация, судя по словам самого Юрия Эдуардовича, сложилась и теперь с "хирургией", расположившейся в старом "терапевтическом" корпусе, не предназначенном для этого согласно санитарным нормам. Снова приходится чем-то жертвовать, чтобы что-то сохранить. Главное, чтобы этими жертвами не становились люди.     

Организация работы в приемном отделении городской больницы №1 и медучреждении в целом за последние дни действительно значительно улучшилась.

Стало ли это результатом объявления журналистом "МостЪpress" 5 января о проведении в этот день скрытой записи* разговора с врачами, а также о намерении изучить тему детальнее, о чем вскоре стало известно администрации учреждения, начавшей внутреннюю проверку, а позже и высшему руководству. Или же внимание Управления здравоохранения Севастополя к проблемам в приемном отделении привлекли, наконец, жалобы пациентов, – не имеет значения.

Главным мы считаем тот факт, что сегодня под контролем исполнительной власти ответственными лицами, помимо запланированных мероприятий, осуществляется усиленный надзор за организацией работы медперсонала и реализовывается дополнительный комплекс мер, нацеленных на повышение качества предоставляемой медицинской помощи севастопольцам и гостям города.  

Со своей стороны редакция Журнала "МостЪpress" ответственно заявляет, что при подготовке публикаций и проведении расследования на данную резонансную тему, не руководствуется ни политическими, ни личными корыстными, ни какими-либо иными мотивами, а преследует единственную цель – защиту общественных интересов, что является главной идеей существования в нашем интернет-издании рубрики "Собкор". 
 
* Закон РФ "О средствах массовой информации", статья 50 "Скрытая запись", пункт 2:
«Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается, если это необходимо для защиты общественных интересов, и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц».