«Второй раз они привезли ее ко мне. Оставалось очень мало времени на то, чтобы максимально что-то сделать: в этот день семья уезжала. Девочка рисовала дерево. А дерево – это обычно сам ребенок. Я знала, что ученица 3-го класса дополнительно занимается английским, музыкой, живописью и всюду успешно. Но родители беспокоились: что-то не так, дочь все чаще "впадает в детство", совершая поступки, не свойственные ее возрасту. 

Занятия по полчаса, но мы задержались. Уже подъехала загруженная машина. Пришла мама. Я разрешила ей поприсутствовать последние 5 минут. Как раз в эти пять минут все и произошло. Девочка дорисовала, и я спросила: "А чего хочется этому дереву?" И она стала рассказывать: " Вот это дерево – оно еще совсем молодое. Только листики на нем, цветочки. А все хотят от него плоды, чтобы было много-много плодов, чтобы оно было взрослое такое, полезное дерево. А оно еще такое маленькое!"

Ее рассказ прервался: она заплакала. Вижу, и мама плачет: до нее все доходит. И вот они плачут, и я тоже плачу»

***

С Викторией Мартюшевой мы познакомились год назад в одной из соцсетей в Интернете. Большие синие глаза, глядевшие с фотографии, казалось, могли принадлежать только очень чуткому и добросердечному человеку, для которого эмпатия – второе "я". В этом убедила и первая с ней встреча, и все дальнейшее наше общение.  

Виктория Мартюшева, арт-терапевт

Когда-то давно Вика мечтала стать милиционером-психологом и работать с подростками в детской комнате милиции. Ей казалось, она способна многое изменить к лучшему в мире взрослеющих детей. Может, так бы и случилось, если бы сама она, будучи подростком, однажды не решила стать художником. Непременно имеющим свою изостудию, где будут собираться дети от мала до велика, чтобы порисовать и пообщаться.

Большую роль в выборе будущей профессии сыграл авторитет руководителя изостудии-клуба в родном городе девушки – Виннице. Именно увлечение живописью приведет Викторию в Севастополь, где спустя годы она одна из первых будет буквально с нуля развивать новое для отечественной терапии направление – лечение рисованием, по-настоящему найдет здесь себя и свою вторую родину.  

"В 16 лет я с ребятами из изостудии приезжала в Севастополь. Это был пленэр – практика для детей, кто рисует. Тогда меня поразил этот город. Невозможно было в него не влюбиться. Здесь есть что-то такое, от чего всегда хочется рисовать. Море, закаты такие необыкновенные, сам город этот белокаменный, я его таким запомнила. Это был 89-ый год. Тогда твердо решила: буду жить в Севастополе, это мой город».   

Сюда она вернется, чтобы учиться, жить и работать в 2000-м. К тому времени выпускница художественно-графического факультета Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды успеет набраться опыта, преподавая в художественных школах на Крайнем Севере России. С собой на Юг она привезет собственные открытия в области диагностики рисунков и безграничное желание помогать людям, особенно детям. Как все начиналось, и что сегодня достойно лечь в основу десятков научных статей и рекомендаций для родителей – лучше ее самой никто не расскажет.   

Главное – ощущение счастья 

 

Еще преподавая в школе, я сразу обратила внимание на то, что один и тот же, например, натюрморт, каждый ребенок рисует по-своему. Из этого "по-своему" виден характер. Вот акварель. У одного все бледненько, прозрачненько – человек неуверенный, деликатный. У другого яркие, смелые мазки – этот более раскрепощенный, решительный. При этом уверенный и решительный в плохом настроении рисует совсем по-другому. То есть зависит рисунок от самочувствия, успехов в школе, событий дома. При этом дети и подростки, приходившие на занятия расстроенными или подавленными, после рисования всегда уходили в хорошем настроении. То есть 2-х часовой процесс творчества явно благотворно влиял на них.   

Тогда, в середине 90-х об арт-терапии у нас никто толком не знал и не говорил. Преподавателей волновали задачи, как помочь ребенку научиться профессионально рисовать, лучше владеть рукой, образно видеть мир. А то, что рисование влияет на физическое здоровье – об этом  были только обрывочные сведения.  

Самое главное, чтобы ребенок был счастлив. Пусть он и не станет художником 

Я внимательно наблюдала, анализировала и использовала выводы в работе, увлеклась психологией. Решила: если рисование так влияет на человека, значит можно целенаправленно с этим работать. Можно избавиться от печали, подкорректировать характер и даже жизнь с помощью рисунка. Для меня всегда самым главным было то, чтобы ребенок был счастлив. Пусть он и не станет художником. После занятий я устраивала чаепития, мы разговаривали. Это было приятно и для работы полезно.

Такой специальности как "арт-терапевт" отечественные вузы не предлагали. Можно было выучиться на психолога и потом специализироваться. Я поступила в Севастопольский институт последипломного образования. Сразу предупредила, что намерена заниматься конкретно арт-терапией. Первую научную работу посвятила "серийному рисованию". И сегодня это направление увлекает больше всего. Это не мной придуманный метод, но теперь за все годы накопились свои авторские наработки. Многое скорректировала, что-то полностью изменила. Тут мое первое художественное образование очень пригодилось: правильно подобрать задание и определить материалы: кому акварель, кому гуашь, кому карандаши. Это важно.

 

Найти и уничтожить 

 

В семье одного мальчика, который у меня занимался, много лет назад случилась трагедия, оставившая свой след. Мы с ним долго шли к исцелению, и наступил момент, когда ему захотелось все рисовать больших размеров. Тогда он говорил, почти кричал: "И он такой большой этот динозавр, он больше трехэтажного дома". А я же тоже вместе с ним во все это вхожу по-настоящему и спрашиваю: "Прямо такой вот большой?" А он: "Да нет! Он даже больше 10-ти этажного дома!" Я дала больше листов. И мальчик нарисовал Его. Нарисовал, а потом победил. Победил чудовище – свои страх и боль.  

Для ребенка нет разницы между игрой и реальностью. Если он в рисунке побеждает страх, это происходит по-настоящему 

Серийное рисование – это работа с ребенком в течение 2-3 месяцев в зависимости от случая. За это время происходят в психике изменения в сторону улучшения. Если были какие-то страхи, они прорисовываются и побеждаются. Если были травмы, они тоже прорисовываются и уходят. Весь негатив остается на листе. Все эти рисунки – рассказ. Детям гораздо легче рассказать через игру, через рисунок, через творчество. Герой, который борется с чудовищем – это он сам. Такое свойственно и нам, взрослым. Когда мы смотрим фильм, например, то нередко отождествляем себя с тем или иным героем, и начинается погружение. Но если в нашем взрослом понимании есть четкое разделение, где реальная жизнь, а где игра, то для ребенка нет большой разницы. Придумывая и заигрываясь, он искренне живет в рисунке. Для него этот мир тоже настоящий. Его воображение рисует образы, его подсознание туда погружается. Поэтому, если он в рисунке побеждает свой страх, то это в итоге происходит по-настоящему. Но все это большой труд. Совместный. 

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал сопереживание и проживание вместе с ним его "рисуночной" жизни 

Вначале, на первом занятии я говорю ребенку, чтобы он рисовал то, что хочет. Девочки при этом могут рисовать принцесс, мальчики – машинки. Мне даже с первого рисунка видно, что их волнует. Но глубокое переживание проявляется только к 3-5 занятию. Тогда уже конкретно рисуются собственные страхи. Даже взрослому нелегко переосмысливать заново события, отдающиеся болезненными воспоминаниями. Тем более ребенку, и здесь очень важно, чтобы он чувствовал сопереживание в этой его рисуночной жизни. Совместное проживание ее. Когда вместе с ребенком путешествуешь, то, во-первых, он чувствует себя в большей безопасности. Во-вторых, ощущает более сильным и уверенным, что у него все получится.  

Ни в коем случае нельзя ни подсказывать, ни исправлять

Моя лепта, как психолога, в созданнии благоприятной терапевтической атмосферы и в принятии ребенка таким, какой он есть. Я могу иногда расширить листик или пододвинуть яркие краски, если он бледненько рисует – есть тонкости. Но делать это нужно крайне деликатно и крайне редко. Ни в коем случае нельзя ни подсказывать, ни исправлять. Нельзя своего вносить, надо вместе идти.  

Дети часто проговаривают вслух все то, что происходит в рисунке: "И вот сейчас его убьют!" Или: "Вот сейчас ему очень страшно". Я спрашиваю: "Страшно?" А он: "Страшно, потому что ..". Это уже отдельные штрихи, разные методики.

 

У страха глаза велики

 

Очень много недоразумений возникает из-за того, что родители что-то почитают, где-то послушают и делают выводы неправильные, паникуют. А уж что-что, а состояние паники ребенку передаться может мгновенно. "Рисуночные" тесты – очень тонкое дело. Главное здесь – наблюдение, пострисуночный опрос. Потом можно анализировать. Но не ставить диагноз по рисункам, тем более по одному. Есть общие тенденции. Но за много лет работы я поняла: нельзя обобщать, все очень индивидуально.   

Большие глаза 

Считается, что когда ребенок вырисовывает неестественно большие глаза героям своих рисунков, особенно если делает их темными, заштриховывает, это говорит о внутренних страхах. Но тут нужно осторожно рассуждать. Дело в том, что дети воспроизводят то, что видят. А сейчас такие мультики дети смотрят, те же японские аниме – посмотрите там на глаза. Причем тут страхи вашего ребенка. Диагноз нужно ставить художникам-мультипликаторам.     

Много одного цвета

Вот вы почитали, что если ребенок рисует много черным цветом – плохо. И стали убеждать его выбирать и другие цвета. Не надо. Классический анализ действительно говорит о том, что о тех или иных переживаниях могут говорить превалирующие в рисунках черный, а также коричневый и красный. Но как раз если вы не будете мешать ребенку рисовать черным, то эти переживания в конце концов останутся на листике, их не станет. Это во-первых. А во-вторых, детям, например, 3–5 лет нравится черный цвет. Просто потому, что он такой контрастный к белому. Почему бы его не выбрать?  

"Говорящие" детали

Считается, если ребенок рисует дерево, и в дереве много дупел, то это травма сексуального характера. У меня был такой случай, я тогда работала в школе как волонтер. Приходили дети начальных классов один за другим и рисовали по несколько дупел в дереве. Можете себе представить, какой вывод напрашивался? Я поинтересовалась, почему такие деревья "дырявые"? Оказывается, им учительница на рисовании рассказала, что в одном стволе может быть много дупел . Вот они и решили, что " тут могут жить и синичка, и дятел, и белочка". То есть, понимаете? А если бы родитель, однажды "заслышав звон", на такое взглянул, что бы он подумал? К тому же, этот конкретный случай был "по горячим следам", а бывают такие, когда ребенок уже не может объяснить, почему он то или иное рисует. Не нужно впадать в панику.  

Негативные эмоции героев

Еще одним поводом для беспокойства родителей становятся рисунки, на которых герои много плачут или проявляют агрессию. Что в этом случае нужно – проанализировать обстановку, в которой последнее время живет ребенок, его поведение и свое поведение тоже. Потому что сначала ребенок ведет себя нехарактерно, а уже потом все прорисовывает.  

В моей практике были два ярких случая, которые произошли в один день и заставили надолго задуматься. 

Пришла женщина с мальчиком. Ребенок сел, а она встала посреди комнаты и стала говорить, даже не говорить, а буквально кричать: "Вот, привела к Вам, он так себя ведет, эта бестолочь! У него агрессия, он орет, дерется!" Тут она подошла и дала мальчику подзатыльник. Мальчик вжался в кресло и придвинулся ближе ко мне. Я почувствовала, что тоже вдавилась глубже в свое кресло. А женщина продолжала: "Я хочу, чтобы Вы сделали из него человека. Чтобы он не был таким агрессивным и злым!"

Следом за ними мама привела девочку, школьницу младших классов, и пожаловалась, что та отбилась от рук. Что у нее самой серьезные претензии к учительнице, которая очень мало уделяет внимания ребенку. Тогда как девочке нужна забота и то-то, и то-то. Я спросила: "А сколько времени ей уделяете вы?" В ответ услышала: "Так вот я как раз не могу уделять время, у меня постоянные поездки. Бабушке ее отдаю, соседям оставляю".  

Сюжеты рисунков у этих детей были разными, и в то же время было в них так много общего. Случаи довольно типичные. Очень часто родители и близкие люди, окружающие ребенка, сами являются источниками травм. Не вполне чувствуя себя с ними безопасно, ребенок переживает свои страхи, доверяя их бумаге. В отдельных случаях вернуть позитив детским рисункам способно не вмешательство специалиста, а корректировка родителями собственного поведения.  

Осенне-зимняя депрессия  

Осенью рисунки некоторых детей могут отражать уныние, меланхоличность. Это не повод  для тревоги. Надо помнить, что мы не существуем отдельно от природы. Все тело наше и психика перестраиваются. В какой-то мере осенне-зимней депрессии подвержены и дети. Только у них это происходит немного по-другому. Кстати, холодными осенними и зимними вечерами арт-терапевтические занятия особенно приятны и полезны, прежде всего в домашних условиях. Зимой дети обычно рисуют снеговиков, нарядную елку, Новый год. Чем живешь, что чувствуешь, то и рисуешь. Но опять же, может, ребенок летом не накупался и зимой рисует море. Не значит, что это ненормально. Это может означать, что ребенок с нетерпением ждет лета.   

 

Советы родителям 

 

Лошадь похожа на динозавра, а машина на коробку из-под игрушек? Прекрасно. У арт-терапии не художественные задачи.   

Поощряйте фантазии  

У одного мальчика была такая особенность – он все должен был контролировать. Если не получалось, следовала  нервозность, раздражение до истерики. Попытки рисовать красками заканчивались слезами: все растекалось, ведь не было четких контуров. Мы работали фломастерами. Он был счастлив. Для маленьких детей хороши пальчиковые краски. Для детей постарше что-то свое. Должно быть разнообразие, пусть ребенок сам выбирает. Если речь идет о рисовании с арт-терапевтом, то подбор материалов его забота.  

 Обеспечьте разнообразие материалов 

Все материалы должны быть привлекательными, в красивых упаковках и хорошего качества. На этом экономить не стоит. Краски и фломастеры, которыми рисуют малыши до 3-х лет должны легко смываться с рук. Достаточно 6-ти цветов. Для детей постарше – чем шире палитра, тем лучше. 

 Выбирайте лучшее 

Хорошо, если все это красивое и разнообразное для творчества всегда будет у ребенка на виду. Доступность отлично работает. Даже в отношении взрослых. Однажды моя мама, переживавшая в свои 50+ не лучшие времена в жизни, пришла ко мне. Я тогда только закончила последнее занятие, все было разложено и играло цветами: мольбертик, планшет, краски, кисти, карандаши. Она села и стала рисовать. За следующие полгода она нарисовала 60 картин и несколько раз выставляла свои работы. И это человек, который никогда в своей жизни не рисовал, разве что в школе. Но главное, она смогла стать счастливой. Вот что делает с людьми искусство!  

 Создайте комфортные условия

Дети очень часто копируют родителей, как эмоции так и поступки. Начните рисовать первым. Спустя какое-то время ребенок присоединится. А ведь совместное рисование – это не только прекрасное времяпровождение с ребенком, но и отличный способ для самого взрослого отвлечься от забот и расслабиться, пускай и на несколько минут. Заставьте себя начать и убедитесь.

Подайте личный пример 

Время от времени для расслабления и раскрепощения можно использовать акварельную технику рисования "по-мокрому". Перед этим лист бумаги, только непременно акварельной, смачивается. Тогда на нем легко будут расплываться обыкновенные мазки и точки, образуя при этом замысловатые фигуры и образы. Все это каждый раз превращается в неповторимую сказочную картину. Один мальчик, начав с разноцветных, перетекающих друг в друга пятнышек и полос, нарисовал великолепную осень.

Меняйте техники 

Я уже говорила, что когда ребенок рисует дерево, то часто ассоциирует его с собой. Не оставляйте без внимания такие рисунки. Похвалите. Проявите интерес. Задайте вопросы, почему оно именно такое, чего ему хочется, что нравится, что оно может, с кем дружит. Так вы сможете узнать многое из того, что на душе у художника.

 "Поливайте дерево" 

Для того, чтобы понять, что думает ребенок по поводу отношений в семье, можно невзначай попросить его нарисовать семью животных. Если маму он нарисует пушистой кошкой, а папу, например, тигром с зубастой пастью или наоборот, то выводы напросятся сами собой, и можно будет что-то предпринять, чтобы изменить домашнюю атмосферу. Но, опять же, повторюсь, не увлекайтесь самостоятельным анализом.

Интересуйтесь, каким видит вас ребенок

Если в разговоре с ребенком вы поняли, что он прорисовывает образы своих страхов, можно аккуратно предложить сделать их добрыми или смешными. Например, раскрасить цветными карандашами, добавить забавный костюмчик, дорисовать бантик.

 Расправляйтесь со страхами играючи

И, наконец, самое главное. Не критикуйте, если что-то вас смущает в рисунке. Если, например, ребенок рисует черное солнышко, пусть рисует. Если это черное солнце – след травмирующей ситуации, при созданных специальных терапевтических условиях он еще второй, третий и четвертый раз нарисует так. Проработает внутри себя все, переосмыслит, и будет солнце желтое. У детей сильно развито самолечение. В детские рисунки надо минимально совать нос. Главное – давать импульс к самоисцелению и сопровождать ребенка в процессе, бережно относясь к его тонкому и ранимому внутреннему миру.

Исключайте критику

 *** 

После разговора с Викторией мне стало стыдно. Вспомнился смешной и одновременно печальный случай. Однажды дочь по заданию учителя рисовала "Мой дом". Все было неплохо, вот только ванная и унитаз оказались зелеными, и не просто зелеными, а еще и в цветочек. Помню, что очень злилась: время было позднее и перерисовывать было некогда. В конце концов дочь сдалась и сказала: "Не расстраивайся так мамочка. Если хочешь, я нарисую заново и сделаю все белым". В ответ я махнула рукой... Как глупо.

Огорчить так просто, а ведь творчество должно приносить радость. В нем – вся вера маленького человека в то, что он творец, созданный по образу и подобию. Вера в то, что вокруг много добра, а зло, будь оно даже очень большое, отважный герой непременно победит. Только дайте ему время. И будьте рядом.