– Идемте к декану, будем вас отчислять из института.

– Но за что? Почему?!

– Потому что это рисовали не вы, за вас рисовали старшекурсники. Или еще кто-то. Но технологи заочники так не рисуют. 

Наталья Духневич. Фото: Анна Петрова 

Этот короткий диалог с уважаемым профессором Государственной Академии легкой промышленности стал для Наталии Духневич едва ли не самым знаковым в ее профессиональной карьере. Именно благодаря ему в Севастополь одаренная девушка вернулась не "отчисленным технологом", а дипломированным художником-модельером и конструктором. 

Наталья Духневич за работой. Фото: Валерия Золотарева
Заслуженная артистка Республики Крым Евгения Шевченко в сценическом платье от Натальи Духневич. Фото: Анна Петрова

В разработанных и пошитых нарядах от Духневич сегодня выступают народные и заслуженные артисты России и Украины, посещают общественные мероприятия и светские рауты известные севастопольские и крымские политики и бизнесмены, покоряют праздничные подиумы и будничные улицы модницы самых разных социальных статусов.  

А незадолго до Нового 2016 года Наталья впервые попробовала себя в роли художника по костюмам, в сжатые сроки создав десятки уникальных образов сразу для двух детских спектаклей.  

Одна из постановок севастопольских режиссеров Нателлы Абелевой и Виталия Таганова по мотивам известной сказки "Волшебник Изумрудного города" особенно впечатлила и юных зрителей, и их родителей во многом благодаря потрясающим костюмам. Даже злые волшебницы Гингема и Бастинда выглядели так эффектно и сказочно-празднично, что малыши охотно фотографировались с ними после спектакля.  

Фрагмент спектакля "Волшебник-изумрудного города". СЦКиИ. Фото: Анна Петрова
Актриса театра "Фарт" Марина Бочарова в роли Гингемы. Фото: Анна Петрова
Фото: Анна Петрова

Успех дебюта в новой для себя ипостаси Наталья смущенно объясняет только одним – любовью к профессии, ко всему в ней: от замысла и эскиза костюма до разработки лекал и вопрощения образа в тканях. "Я поняла, что совершенно неважно, что мне предстоит разработать – одежду для офиса, вечернее платье или костюм чучела Страшилы", – говорит она. – Важно, чтобы я вдохновилась. А с любимой работой я испытываю это чувство всегда". 

Талантливый человек талантлив во всем. И пример Натальи, начиная от ее неожиданного прыжка в профессию до сегодняшних экспериментов в работе – очередное тому доказательство.

Накануне заключительного новогоднего спектакля, припавшего на Рождество, и в преддверии завершающего этапа работы Наташи над ее авторской коллекцией, посвященной Херсонесу, мы поговорили с ней о нетрадиционном пути от чемпионки по легкой атлетике до художника-модельера, основных принципах развития модных тенденций и современных трендах. А также – о законах астрономии, которые, как однажды удалось доказать нашей героине в своей научном труде, работают и в моде.

Двойной спринт: в прыжке до мечты

В детстве я мечтала стать олимпийской чемпионкой. Успела получить кандидата в мастера спорта и стать чемпионкой Украины по легкой атлетике в спринте на 60, 100, 200 и 400 метров. Тренеры прочили мне быстрый карьерный рост и приглашали продолжить учиться в спортивном интернате в Киеве. Но этой моей мечте не суждено было сбыться – родители меня не отпустили. А в Севастополе у нас тогда был только один институт – СПИ, приборостроительный, нынешний государственный университет. В начале 90-х только появлялись первые актуальные времени новые специальности, где были даже места для коммерческого обучения, правда, их было очень мало. Мама мне сказала: «Иди на бухгалтера», и я покорилась. Но не прошла по конкурсу и поступила на факультет «технологии машиноприборостроения».

Училась хорошо: по «сопромату», «деталям машин», «начертательной геометрии» у меня были одни пятерки. То есть все, что было связано с графикой, рисунком, воображением, геометрией  мне всегда удавалось. Так прошли четыре года. А на пятом курсе, когда пришло время выбирать тему дипломного проекта, и мне досталась «Разработка коробки скоростей для станка ЧПУ», меня вдруг саму перемкнуло. Нет, мне все это было не страшно: всю эту работу я бы сделала за несколько дней. Страшно было то, что я вдруг отчетливо поняла, что всю жизнь теперь буду заниматься только этим. И это было совсем не то, с чем хотелось жить. Нужно было что-то предпринимать и срочно.

С этими мыслями я села и стала писать письмо в Академию легкой промышленности Украины, в Киев. Что так, мол, и так, в ужасе я от перспектив, вижу свое будущее, связанное моделированием, шитьем, дизайном. Дело в том, что у меня и бабушка, и мама очень хорошо шили. В детстве у меня всегда были авторские вещи, много оригинальных моделей разной одежды. Я сама кое-что знала и умела, все это мне нравилось. И вот так случилось, что я написала письмо, и стала ждать. Скоро мне ответили, что возьмут меня, но только на 2-й курс и не модельером, а технологом швейного производства. Я согласилась без раздумий и сожалений и поехала в Киев. Ничто и никто уже не могло меня остановить или переубедить. 

Здесь в академии у меня появилось много свободного времени: мне же не нужно было тратить его на изучение многих не только общих, но и специальных предметов. Там были те же детали машин, та же начертательная геометрия, тот же английский – все это по программе я уже знала и умела. Оставались только те предметы, которые очень мне нравились: рисунок, графика, композиция костюма. Я с головой ушла во все это. 

И вот в конце второго курса я выполнила задание – большую курсовую работу и привезла ее защищать. Принцип сдачи там был такой: огромное фойе, и все выкладывают здесь свои работы; а профессор приходит, смотрит и говорит оценки. У меня было много чего: и портрет, и фигуры в динамике, и пейзаж, и черно-белые стилизации натюрморта. Огромный пакет – около 120 рисунков.

Когда профессор дошел до моих работ, он первую долго рассматривал, остальные пролистнул и сказал: «Идемте к декану, будем вас отчислять из института». Я была в шоке: «Но за что, – отвечаю, – почему?!» А он спокойно так: «Потому что это рисовали не вы, за вас рисовали старшекурсники. Или еще кто-то. Но технологи заочники так не рисуют». «Это я! Я!», – я уже почти кричала, чуть не плакала. Тогда он позвал мне идти за собой: «Пойдемте, – говорит, – докажете». 

Проводил меня в кабинет, поставил гипсовую голову: «Рисуйте, – сказал, – у вас 15 минут». Сам вышел. Ну, я нарисовала, что успела. Профессор вернулся ровно через четверть часа, поглядел и говорит: «Все равно идем к декану, – я замерла. –  Будем переводить вас на «художника-модельера». Так произошла счастливая для меня случайность. Я даже не мечтала, что все так сложится. Меня перевели, и закончила я академию уже как художник-модельер-конструктор.

Три волны: поймать и отпустить

Фото: Анна Петрова

Тема прогнозирования моды – очень важная с экономической точки зрения для промышленной индустрии. Она и меня очень увлекла и увлекает до сих пор. Доказанных гипотез в отношении того, как живет мода, существует много. И одна из них заключается в том, что распространение моды в массах происходит по принципу распространения воды от брошенного в нее камня. Модными считаются именно первые три волны.

То есть, когда мы бросаем камешек, появляется некоторое особенно модное изделие, и люди, которые могут позволить себе приобрести новинку, которые понимают новизну формы и модели, они сразу же реагируют на нее. Таких людей мало. Со временем круги от брошенного камня разрастаются и охватывают все большие массы. В конечном итоге образуется самый большой круг. Но после этого круга исчезает вообще волна. То есть, когда модная идея доходит до самого последнего жителя, эта модель становится не модной. Когда все приобрели юбки макси и юбки в пол, все – это уже неинтересно. 

Многие хотят угнаться за модой, но далеко не у всех есть возможность приобретать что-то актуальное сезон в сезон. На самом деле это совсем не обязательно делать. Ведь то, что показывается на подиумах – в большей степени не для людей, а для промышленников.

Мы – зрители того отчета, того экзамена, принявшего очертания шоу, на котором производители одежды прощупывают дальнейший путь, стараясь расставлять свои акценты – возможные будущие тенденции. При этом все происходит по одному и тому же алгоритму: от насыщения к очищению, обратно и так до бесконечности. Угнаться бывает непросто. Поэтому гораздо полезнее и эффективнее, обращая внимания на главные тренды, научиться прогнозировать будущие тенденции их развития и, заглядывая в завтра, отражать эти тенденции в своих нарядах, в своем индивидаульном стиле. Это на самом деле не так трудно, как может показаться.

Как происходит трансформация, можно рассмотреть на примере ткани. Первый период в модных тенденциях ткани – это гладкие поверхности, без рельефа, без фактур. Ни жаккарда, ничего. В основном это ткани полотняного или саржевого переплетения. На протяжении года, обычно даже 9-ти месяцев, становится скучно носить просто гладко окрашенные ткани. И тогда появляется какой-то мелкий метрический рисунок. То есть это в начале маленькие горошинки с ритмом 1,5 – 2 см, едва заметные. Потом ритм становится больше, и горошинки становятся больше. Потом простые горошинки превращаются в горошинки-цветочки, горошинки, заполненные цветочными букетиками. Потом начинает меняться рисунок: метрический – рисунок, в котором элементы на равных расстояниях, уходит. И все горошинки и другие мелкие элементы, начинают располагаться по спирали. Следующий этап – эти маленькие букетики становятся неинтересны в таком ритме и на простом фоне и начинают накладываться на фон набивного рисунка. Это может быть, например, купон с розами или фрески, картины, как сейчас активно используют Дольче и Габбана. 

Дальше фон выходит на первый план, а мелкие метрические элементы исчезают. Затем на этом крупном плане появляются, помимо набивных рисунков, какие-то вышивки, аппликации, стразы, бусины. И когда ткань, наконец, насыщается всем, чем только могла, она начинает постепенно очищаться. Уходят декоративные украшающие элементы, фон опять становится фоном для метрических элементов, потом остаются одни только элементы. И, наконец, остается одна лишь гладко окрашенная ткань. В следующем периоде берется какая-то другая геометрическая форма – полоска, например, потом клетка. В любом случае мы идем сначала от базы – гладкой поверхности, потом подключаются правильные геометрические элементы, потом насыщение и потом «отмирание» и перерождение.

При этом с появлением второй и третьей волны первая еще не успевает исчезнуть, а едва заметно ослабевает, меняет очертания, но продолжает движение. Так от прошлого сезона нам, например, досталась объемная форма, достаточно жесткая, и геометрические конструктивно-декоративные элементы. Но есть новое: объемная форма, которая стала мягче за счет большого количества конструктивно-декоративных мягких элементов – рюшей, воланов, легких летящих тканей. Когда эта форма насытится всем этим, создающим объем, она «отомрет» и начнет очищаться, пока не вернется к минимализму: останется обычная силуэтная форма – «прямоугольник», «трапеция», «круг» или «песочные часы». 

Точно так же дело обстоит с декоративными элементами, длиной и всем прочим. У каждого конструктивного элемента есть свой определенный "период трансформации", свой цикл в моде. Конечно, подробности анализа всех гипотез и теорий интересны, прежде всего, специалистам сферы легкой промышленности. Но не сильно вдаваясь в детали, а лишь уловив суть, можно пользоваться этими законами для своих личных целей, прогнозируя с их помощью свой "завтрашний" актуальный образ.   

"СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ". 7 САМЫХ ГЛАВНЫХ ВЕЩЕЙ МОДНОГО ЖЕНСКОГО ГАРДЕРОБА 2016 И ИХ СОЧЕТАНИЯ 

 

Парад планет: модная астрономия и прогнозы

Еще в институте я увлеклась темой прогнозирования, которой даже посвятила дипломную работу. В ней я рассмотрела 9 основных конструктивных элементов, предположив, что циклы их интегрирования сопоставимы с циклами движения планет вокруг Солнца, реже – кратны им. На базе выдвинутой гипотезы был сделан прогноз и пошита коллекция "Парад планет", актуальная для весьма далекого будущего. Каждая из моделей коллекции представляла планету солнечной системы. Для того, чтобы доказать, что моя система работает, пришлось делать ретроспективу – составить "прогноз назад". Для примера я рассмотрела моду 60-х, все проанализировала, составила графики, и после соответствующих просчетов у меня совпали все элементы по всем направлениям в эти годы. Все совпало и тогда, когда пришло время оценить коллекцию, сделанную когда-то на перспективу. Даже сейчас мне приятно вспомнить, что эта работа тогда получила приз "За лучший художественный образ" и стала одной из тех, на которые обращают внимание в своей работе производители одежды. Развитие моды все эти годы только убедило, что предложенная гипотеза верна: рассмотренные астрономические законы действительно применимы к развитию моды. 

Так, например, периоды обращения вокруг Солнца самых ближних к нему планет – Меркурия, Венеры и Земли сопоставимы соответственно с социальными, культурными и научными факторами, влияющими на формообразование костюма. Все мы можем наблюдать, как экономические сложности, войны, знаковые культурные события и научные открытия оказывают влияние на моду. И происходит это особенно быстро: в промежутке времени от 3-х месяцев до одного года с момента события можно ожидать их отражения в тенденциях.

Мировой кризис идет в ногу с этапом "планового очищения" в моде

Если проанализировать сегодняшний день, то можно сделать такие выводы и прогнозы. На ближайшую перспективу мы останемся с товаром «восточной группы» – с Китаем, китайской продукцией и китайскими тканями, товаром из Сирии и Индии. Первое время будут уходить «остатки Турции». В связи с последними событиями в мире многие европейские страны, которые «отшивались» в Турции, будут «уходить» в другие страны просто для того, чтобы на их коллекциях не было лейбла «Made in Turkey». Но и они тоже будут представлены. Идет отказ от турецкого ширпотреба. 

При этом сегодня, когда уровень жизни большинства из нас заметно изменился в связи с известными политическими событиями, санкциями, с нашей некоторой изолированностью, многие хорошие ткани не все до нас «доезжают». А те, что доезжают, пока довольно дорого стоят. Италия по-прежнему останется с нами, но не будет уже такой доступной, как раньше. Так, например, шелковая группа итальянских тканей стоит сейчас от 4,5 до 7-8 тысяч рублей за погонный метр. На длинное платье в пол нужно как минимум 3,5 метра. Можете себе представить, сколько будет стоить такое платье, если купить ткань и еще заплатить за пошив, минимальная стоимость которого колеблется от 17 до 20 тысяч рублей – итого до полусотни тысяч в среднем и даже больше. Это, конечно, ненормально при нынешнем среднем уровне доходов.

С этими же обстоятельствами связан и отказ в большой мере от конструктивно-декоративных элементов. Хотя это, как мы уже говорили, сейчас и так отходит: то есть мировой кризис идет в ногу с этапом "планового очищения" в моде. Мы уже дошли до пика насыщения моделей и тканей большим количеством декора – сложными вышивками, камнями, стразами, пайетками. Все чаще дизайнеры отдают предпочтение вещам, заслуживающим уважения именно благодаря крою, подбору фактуры, линий и формы. Многие фабрики в самой Италии сейчас закрываются, особенно в кластере «от кутюр» как раз из-за огромной стоимости произведенных ими в прошлые сезоны акутальных тогда роскошных тканей. Они создавались со сложным жаккардовым переплетением буквально вручную – на старинных станках еще периода 18-19 веков. Как ни странно, но современные технологии еще не дошли до того, чтобы машины создавали такой сложности и такого качества ткани. В результате в новых экономических реалиях большинство дизайнеров оказались неспособными покупать такие дорогие ткани, цена которых достигает 12-20 тысяч долларов за метр и выше. 

Примечательно и то, что акцент с дорогого шелка и изобилия натурального меха сместился сегодня на хлопок, лен, батист, вельвет, кашемир, всевозможные плащевки, демократичную кожу. Даже в коллекциях от кутюр много моделей из плащевки, в том числе платьев, где нет вышивки, а присутствуют элементы аппликаций и имитация кружева, выполненная в более дешевых технологиях. Бархат, шелк, тафта, парча – уже вчерашний день. Очень тонкий трикотаж и вещи из него «в облипку» я бы тоже не рекомендовала покупать. Даже молодежи.  

А вот что молодежи действительно необходимо, так это эксперименты с актуальными вещами из новых материалов, таких как, например, неопрен и дайвинг. Неопрен появился в прошлом году. Сначала это была чистая синтетическая ткань, которая хорошо сохраняет форму, держит любые фантастические объемы – как раз благодаря этим свойствам эти материалы заинтересовали меня при подготовке некоторых костюмов для спектаклей. Потом на него стали накладываться другие элементы. Сейчас его уже соединяют с кружевом, трикотажем, аппликациями из шерсти. Пальто из неопрена сейчас будет на пике популярности. При этом цена на очень оригинальные вещи из этого материала не высока. То есть молодые девушки смогут себе их позволить, получат возможность трансформировать образы, пробовать, менять.

Это очень и очень хорошая тема. Такая же хорошая, как и искусственный цветной мех и сочетания разных его фактур в одной модели. Молодежь – наши новаторы – они непременно должны экспериментировать, должны иметь возможность постоянно меняться, пробуя новое.

Если девушка в молодости не реализует себя в роли новатора, то в бальзаковском возрасте она будет надевать миниюбку, клеить длинные накладные ресницы со стразами в будний день, отдавать предпочтение поросяче-розовым платьям и так далее. Просто потому что она этим не наигралась в юности. Поэтому обязательно молодежи нужно экспериментировать с демократичными новинками, не бояться пробовать разные образы. 

Людям более старшего возраста – не только представителям творческих профессий, не обремененным дресскодом, – тоже можно фантазировать на тему образов, в которых вещи из неопрена будут компоноваться с какими-то базовыми моделями. Хотя сама я приверженец хорошей доброй классики с элементами стилизации в духе новых модных направлений, все-таки и я бы не отказывалась совсем от экспериментов, но в меру. Здесь важно – с чем и куда такое надеть. Кака вариант, неопреновое пальто можно сочетать с платьем-футляром из трикотажа, матовыми колготами и кроссовками, в том числе на платформе. Но уж точно не с шортами и не со "шпильками". То есть акцент тут должен быть не на гламур, а все-таки на спорт. 

Все это и многое другое – результат влияния социальных, культурных и научных факторов, которые наложились на основные законы трансформации моды. Именно эти три ближних в Солнцу планеты-"покровительницы" модной жизни оказывают наисильнейшее влияние на моду, никода не позволяя ей полностью повторяться. Новые тенденции в социуме, новые технологии и новый уровень культурного развития общества даже при максимальном на первый взгляд возвращении в моду тех или иных тенденций, не дает им вернуться на 100%, это просто невозможно.

Период обращения Марса ( ∽ 1 год и 11 месяцев) сравним с периодом изменения такого конструктивного элемента как воротник, а именно его формы. Сейчас здесь отдается предпочтение прямым линиям. Высокие воротники и воротники-банты пока не на пике, но и их тоже можно увидеть в коллекциях некоторых ведущих брендов. Это винтажная классика и, если она вам по душе, то но нет ничего лучше, чем отдать предпочтение тому, что подходит и нравится именно вам. Такая вещь в однотонном исполнении никогда не помешает другим в гардеробе. Период Юпитера (11 лет) равен периоду трансформации конструктивно-декоративных элементов – карманов, драпировок, складок, застежек и т. п.. О том, как обстоят дела сейчас, мы уже много говорили раньше. 

Более дальние от Солнца планеты сопоставимы с периодами изменения структурных составляющих костюма.Так период обращения Сатурна (29 лет) сравним с периодом изменения ткани: сейчас мы наблюдаем начало процесса ее очищения. Период Урана (84 года) – с изменением геометрической формы костюма. В данном случае каждая из основных силуэтных форм – прямоугольник, трапеция, овал, треугольник – меняет себя на протяжении 21 года, переходя из одного состояния в другое. Одна из них на определенном отрезке времени 2 – 2,5 года считается самой актуальной. Другие формы при этом тоже есть, но не являются главными. В моде не бывает так, чтобы присутствовала только одна форма. Сейчас у нас круглая (овальная) форма на пике популярности, и это особенно отчетливо можно наблюдать в моделях верхней и вязаной одежды – в пальто, кардиганах, куртках. Мы перешли к ней от прямой формы. Но и другие формы уже себя пробуют. Трапеция, например, предпочтительна в платьях.

Период обращения Нептуна (13 лет) равен циклу изменения положения линии талии. Последние годы мы наблюдали тяготение к заниженной линии. Через 13 лет актуальной опять будет заниженная талия, но сейчас она "поднимается" на свой естественный уровень, хотя далеко не все еще дизайнеры дошли до этого. Года через три эта линия "вернется" на талию, а затем будет подниматься выше, и править балом станет стиль ампир. Уже сейчас вы можете видеть 3 базовые конструкции, по которым все работают: можно наблюдать и заниженную, и естественную, и завышенную талию в одежде. То есть и здесь мы опять-таки наблюдаем  "три волны". Они как бы одновременно существуют. Но одна из них наиболее сильная, другая ослабевающая и третья затухающая. 

И, наконец, Плутон – самая дальняя планета из рассмотренных в исследовании, с его периодом обращения вокруг Солнца, равным ∽ 248 земных лет "отвечает" за длину изделия. Он кратен циклу смены "мини" на "макси", который составляет 15 лет. Общее направление – длинные изделия. Но Мини и миди, конечно, тоже присутствуют, просто процент их гораздо меньше.  

 

Все наблюдения за развитием моды, в которой всегда присутствует день вчерашний, сегодняшний и завтрашний, лишь убеждают в том, что самым важным – как это не банально прозвучит – остается умение оставаться собой.

В новом году очень хочется пожелать всем нашим женщинам возможности и времени заниматься собой. И, главное, будьте уверены: не тренды в гардеробе делают вас прекрасными, а ваше умение подать себя – неповторимую и стильную.

Для этого достаточно любить себя в вещах, а не вещи на себе.