На соискание главной театральной премии России в этом году из 700 претендентов было выдвинуто чуть больше двухсот из 25 городов России. По итогам работы Экспертного совета фестиваля-премии в лонг-лист вошли утвержденные им "самые заметные премьеры сезона 2015-2016 гг.". Попасть в этот список – знаковое событие для театра. Спектакль "#ТОДАСЁ" возглавил перечень из 96 избранных постановок в категории "Драматический театр и театр кукол". 

Фото из архива САРДТ им. А.В.Луначарского. Instagram

Новость стала своеобразным подарком для «луначарцев» к началу 106 театрального сезона, открытие которого прошло 3 ноября в кругу коллег, друзей и гостей и ознаменовалось показом одной из последних постановок (премьера киновинтажного спектакля "Везунчики" прошла в августе), презентацией выставки картин крымских художников и, конечно же, фуршетом.

О long-list-событии и его значимости в этот суетно-празничный день нам удалось поговорить с главным режиссером театра Григорием Лифановым и актером Виталием Тагановым (он же #Иван Гаврилович, он же #крестьянин, и еще много кто). 

Григорий Лифанов, Виталий Таганов (справа налево). Фото: Анна Петрова

 #Виталий Таганов


Спектакль высоко оценили критики самого высокого ранга, экспертная комиссия во главе с Аленой Карась. Сама она приезжала к нам, смотрела театр и наш спектакль здесь. Представители экспертного совета видели его на фестивалях. Мы показывали постановку на международном фестивале «Мелиховская весна» в подмосковном музее-заповеднике Чехова «Мелихово», показывали в Калуге на фестивале «Старейшие театры России» и Брянске на фестивале «Славянские театральные встречи». Один из критиков назвала «Тодасё» лучшей комедией России в этом сезоне. Я, к сожалению, не помню, не скажу сейчас ее фамилии, и это было ее субъективное мнение, но слышать такое, разумеется, приятно.

Спектакль родился в августе прошлого года, на закрытие сезона. С мая его ставил приглашенный московский режиссер Никита Гриншпун, обладатель премии «Хрустальная Турандот», независимой творческой награды России. Это человек из большой театральной династии. Его дед был первым главным режиссером Одесского театра музыкальной комедии, его отец – известный режиссер и постановщик множества музыкальных спектаклей, в том числе первых отечественных мюзиклов, руководил Хабаровским театром музкомедии. Это, безусловно, сильный и неординарный режиссер с традициями. Что особенно подкупает и нравится – он очень музыкальный. Он сам музыкант, заканчивал консерваторию, и потому выстраивал этот драматический спектакль музыкально: по жестам, по интонациям, по музыке. Спектакль имеет свое легато, свое пиано, свою кульминацию. И это все лично мне весьма по душе, потому что сам я не люблю «ровных» спектаклей. Хоть и нельзя сказать, что работать было легко. Если сегодня говорить о моем собственном творческом пути, то этот спектакль отныне входит в пятерку самых знаковых и значимых для меня. 

Ставился он по малоизвестным рассказам Чехова, молодого Антона Чехонте, которые в основном не ставились на сцене. Это шесть рассказов: «Скорая помощь», «Налим», «Хористка», «Который из трех», «Средство от запоя» и «Недобрая ночь».Произведения были переложены по-новому Гриншпуном, что-то было добавлено, что-то нафантазировано, но в основе оставался чеховский текст, и все это было сплетено в тугой узел повествования.

Почему "выстрелило"? Наверное, потому, что спектакль поставлен этюдным методом и очень современен, его очень любит молодежь. При всем том, что сохранены костюмы и дух эпохи (над этим работала талантливый художник-постановщик, заслуженный художник России Ксения Шимановская – от ред.) он не поставлен нафталинно. А вообще, надо сказать, очень сложно ставить комедию, особенно Чехова, и не уйти в какие-то кривляния, какие-то«нашлепки»: сделать, например, себе нос резиновый. Здесь ничего этого нет. А есть очень движенческая, пластичная и музыкальная, действительно неординарная режиссерская постановка и есть актеры, которые все как один фонтанируют. Это профессиональная совместная работа режиссера и труппы. 

За всю историю театра мы впервые были на отборе в «Золотую маску», и вошли в «лучшие спектакли России» в этом сезоне. Конечно, это большая гордость. Ведь сколько театров в России, маленьких и больших! Представьте себе, если только в одном Екатеринбурге, где мы были на гастролях в октябре, их 39. Да, мы не вошли в номинанты «Золотой маски», это отдельный список. Но теперь, когда театр заявил о себе с другой, новой, стороны, мы знаем, что способны и на большее. 

Ирина Константинова, Григорий Лифанов, Виталий Таганов. Фото: Анна Петрова
#Григорий Лифанов

Я много ставлю спектаклей в разных театрах, и здесь работаю уже больше года, так что могу сравнивать. Скажу, что где-то очень сильный состав актеров старшего возраста, где-то сильны молодые. В нашем же театре все актеры, люди разного возраста, играют на одном высоком уровне. У нас очень талантливая и профессиональная труппа, которая интенсивно работает. И, что особенно важно – она богата на индивидуальности. Это говорит о том, что здесь очень хороший актерский ансамбль, и о том, что все находятся в хорошем актерском тренинге. Конечно, тут стоит поблагодарить и всех режиссеров, которые работали, поскольку труппа оттачивается именно в работе с режиссерами.
Так что, с одной стороны, это событие – большая честь для нас, с другой – абсолютно нормальное развитие процесса в театре. Когда люди работают, не успокаиваются, случаются удачи – с одной стороны неожиданные, с другой – ожидаемые.
Конечно, когда экспертный совет на протяжении года отсматривает около 700 спектаклей со всей России – а в это году было именно столько – и при этом  выбирает порядка 20 в номинации (такие как «Лучший театр», «Лучшая актерская постановка», «Лучшая женская роль» и так далее) и определяет 100 самых знаковых по стране спектаклей в лонг-лист, ты понимаешь, что это серьезная победа. Поскольку это означает, что эксперты рекомендуют всем фестивалям, всем любителям театра конкретно вот эти спектакли. И тот факт, что мы в таком списке значимся под номером один, делает новость вдвойне приятной.
И хотя трудно сказать, что как таковой порядковый номер имеет тут какое-то особое значение, не исключено, что первая позиция в лонг-листе не случайна. Говорят, что не хватило всего одного голоса, чтобы мы вошли в одну из номинаций: наш директор театра, Ирина Николаевна Константинова, общалась с критиком, входящим в состав экспертного совета, и вот такая есть информация. Поскольку в данном случае трудно говорить про какую-то лучшую мужскую или женскую роль – здесь выразительный именно весь ансамбль, важна сыгранность, – то, могу предположить, что это была бы номинация «Лучший актерский ансамбль». На фестивале в Калуге, где мы показывали этот наш спектакль,  мы получили приз именно за это, а также награду за «Лучшее сценографическое решение».  
Мы не останавливаемся, наоборот, продолжаем работу в еще более усиленном режиме. Конечно, и в труппе, в коллективе, случаются разногласия, наверное, как везде. А в театре вообще невозможно без какого-то повышенного эмоционального фона. Но здесь, мне кажется, самое главное, чтобы это не мешало работе. Нам не мешает. А сейчас, особенно к началу сезона, работой загружены 100% коллектива, включая не только актеров, но и все цеха, все наши отделы. Так что больше ни на что, вроде "тёрок", как вы говорите, ни на что, кроме работы, нет никакого времени.    
Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского. Фото: Анна Петрова
В наступившем сезоне Григорий Лифанов планирует выпуск еще одного спектакля по пьесе Чехова – "Чайка".
А уже в декабре севастопольский зритель увидит масштабную премьеру по роману Льва Толстого «Анна Каренина» в постановке главного режиссера театра. В спектакле, который ставится при поддержке Министерства культуры РФ, занята почти вся труппа. Ожидаются и дебюты. Роль Анны Карениной исполнит известная актриса театра и кино Наталья Романычева.

Кроме того, не считая новогодних премьер для взрослых и детей, в "репертуарном портфеле" на этот сезон много интересного: музыкальный спектакль в жанре комической оперетты «Летучая мышь», который выпустит молодой режиссер Екатеринбургского театра музыкальной комедии Сергей Юнганс; постановка «Старший сын» по пьесе А. Вампилова и «Женитьба Фигаро» Бомарше, над которыми будут работать приглашенные режиссеры Александр Кладько (художественный руководитель Псковского театра драмы имени А.С.Пушкина) и Александр Коручеков (режиссер Государственного академического театра им. Е.Вахтангова). Закрыть сезон планируется постановкой Владимира Петрова – «Арест» по пьесе Ж. Ануя.  

Понравилось? (3)

Комментарии: