Виктория Канокова – издатель Крымского издательского дома, выступившего инициатором проведения и организатором 1-го Молодежного креативно-литературного фестиваля  в Севастополе в рамках Всероссийской акции в поддержку чтения "Библионочь-2016", дала эксклюзивное интервью Журналу "МостЪpress", в котором откровенно поделилась своим мнением о том, как политическая ситуация в Севастополе влияет сегодня на развитие культуры, образования и бизнеса в городе, чего боятся местные власти, с чего начинается Родина для современной молодежи и кто ее Герой, а также взглядом на проблемы издательского дела и книгопродаж в Крыму и перспективах нового литературного проекта в городе морской славы. 

Фото: Анна Петрова

– Виктория, вы довольны тем, как прошел первый литфест в Севастополе? 

– Да и очень. Я, признаться честно, ожидала меньшего. Здесь в Севастопольском государственном университете замечательная площадка, которая может и должна стать постоянной, традиционной площадкой для такого нашего фестиваля. Здесь настолько замечательные люди, с которыми так легко работать. А дети! Столько талантов. Меня все без исключения постановки впечатлили до глубины души. Никаких сомнений сегодня нет, что Молодежному литературному фестивалю в Севастополе быть. 

– Формат мероприятий в рамках всероссийского проекта «Библионочь» самый разный, есть и фестивали. В чем особенность севастопольского?

– Мне очень нравится фраза, которую я однажды услышала, и какое-то последнее время я ею руководствуюсь: «Сегодня дети, а завтра народ».Чувствуете глубину? Что может быть в завтрашнем народе, если мы сегодня упустим его воспитание? Если мы сегодня не достучимся до них ни книгами, ни лекциями, ни Библионочами? Если не будем разъяснять ситуацию в стране, в жизни вообще? Они путаются, и им нужна наша помощь. 

Детям вообще очень сложно адаптироваться в нынешней среде, особенно старшим школьникам, студентам. А в Крыму и особенно в Севастополе ситуация гораздо сложнее, чем где бы то ни было в России. Сегодня, когда координаты дальнейшего их движения по жизни изменились, им нелегко учиться, нелегко разобраться в политических играх взрослых. А ведь очень хочется, чтобы они в этом правильно разбирались, имея знания и приоритетные для себя понимания того, что это – Родина, а это – будущее. Если они не пойдут по этой дороге, мы можем получить в будущем очень плохое поколение, что недопустимо. Поколение сегодняшних детей, безусловно, должно быть патриотичным. Этот патриотизм мы можем привить и воспитать в них. Мы, взрослые.

Есть кое-что здесь очень важное. Сегодняшним детям, молодежи очень нужно найти своего героя. Вот, к слову, не так давно был форум, встреча Путина с молодыми юристами. И одна девушка, которой дали слово, встала и сказала что-то вроде: «Вы меня извините, но я считаю, что в нашей стране на сегодняшний день нет национального героя». 

 – Что-то подобное можно было услышать на встрече журналистов с Президентом, прошедшей в рамках медиафорума Общероссийского народного фронта, прошедшего в начале апреля в Петербурге. Тогда один из моих коллег задал вопрос о том, какая она, национальная идея в нашей стране. Помню, что было как-то не по себе от такого вопроса. Особенно после того, как на него ответил немец, а Путин все перевел. Но позже один из организаторов мне объяснил, что на родине автора, в его регионе, все на самом деле непросто. 

– Вот! О чем и речь. И это взрослые люди, что же говорить о детях.  

Литфест "Библионочь-2016". Севастополь. Фото: Анна Петрова 
Литфест "Библионочь-2016". Севастополь. Фото: Анна Петрова

Правда, здесь, в Севастополе, атмосфера, дух города особенные. И не во всех регионах России люди с таким единодушием могут понять севастопольцев в полной мере. Слава Богу, но тут Это есть. Последние годы я часто бывала в Севастополе, и кода все началось в 2014-м году, в эти дни зарождения революции, как раз была здесь. Улетела буквально последним самолетом из Симферополя, а на следующий день уже закрыли аэропорт, город и вообще все. Так вот мы были на центральной площади, видели, как все здесь начиналось, как все было. На каком все были тогда подъеме! Я такого в жизни не видела. Я думала, что революции делаются как-то по-другому, как наша Октябрьская, например, – сегодня мы знаем о тех событиях уже много и в подробностях. А тут – со слезами на глазах. Я не ожидала, что с таким патриотизмом нескрываемым, искренним может происходить революция. Люди прекрасно понимали, сколько они потеряют, и что им придется терпеть. И это вам не перестройка в России, и то, как тогда народ она тряхнула. Но тогда мы, россияне, просто перешли из одного статуса в другой. Но у нас не поменялась валюта, не поменялся государственный язык и так далее, и так далее. Здесь же все было иначе. Это был стресс. Я не представляю вообще, как люди, русские по духу, которых здесь подавляющее большинство, это пережили. Все, что было сделано два года назад, было сделано благодаря внутренней силе их убеждений. Это и есть сила народная.

Но основную часть убежденных людей составляют все-таки люди старшего поколения. А юные наши граждане сегодня далеко не все и не всегда чувствуют уверенность и понимание дня завтрашнего. И, возвращаясь к национальным героям. 

У предыдущего поколения и нашего еще поколения была Великая Отечественная, был Карбышев, был Матросов. После были трудовые подвиги. В Советском Союзе были тоже победители и были герои. А сегодня у ребят что? Долгое время Гарри Поттер герой был, например. 

Этого «пропавшего» Героя мы как раз и хотим найти. Литературный фестиваль с его современным переосмыслением классической русской литературы призван помочь в этом. Именно в классике встречаются то тут, то там знакомые собирательные образы, которых мы с вами знаем давно, а наши дети недавно, а нередко довольно посредственно. И наша задача – помочь им найти свой собирательный образ, рассмотрев его через призму дня сегодняшнего. Тогда Герой – тот самый, с которого, по сути, и начинается Родина для молодежи, обязательно найдется как в книге, так и в жизни. Найти его – наша общая миссия. Она же, наверное, и есть частью нашей национальной идеи сегодня.  

Литфест "Библионочь-2016". Севастополь. Фото: Анна Петрова

– Кто помогал КИДу в организации проекта, и какие главные задачи положили вы в ее основу?

– Сейчас сложно с книгопродажей и изданием. А ведь без книги, без хорошей книги, невозможно жить. Два года назад нами был проделан огромный объем работы. Было нелегко, но именно это и объединило. Мы все по жизни оптимисты. КИД (Крымский издательский дом – прим. ред.) – союз единомышленников. Анализируя результаты своей деятельности с момента создания издательства здесь, в Крыму, в Севастополе, мы неоднократно успели убедиться в том, что решение было принято в нужное время и реализовано в нужном месте. 

Своими силами мы издаем и собираем книги, привозим сюда, в Севастополь, и дарим их, отдаем безвозмездно библиотекам. За три дня до фестиваля мы загрузили книги из издательства Котляровых в Нальчике. Их потом нам отправили автобусом, и накануне мероприятия мы их получили. Узнав, что здесь будет Библионочь, нам передали шикарные книги:  по истории, по традициям, по Кавказу. И, знаете, передавая что-то сюда, люди с таким трепетом и воодушевлением это делают. Верят в нас потому что. Они на одной волне с нами живут. Не говорят: «А, это там, ну, пускай, как хотят». Нет! 

Сейчас мы раздарили книги, поработали с детьми, посмотрели, что они приготовили, провели конкурсы, наградили, угостили сладостями – кое-что из презентов я привезла из Москвы. И все это должно теперь дать стимул нам и им на будущее. Наш первый литературный фестиваль «Библионочь-2016» мы провели с посылом, с энтузиазмом, на личные средства и при поддержке местных спонсоров, за что им большое спасибо. Кроме того незадолго до открытия мероприятия мы получили поддержку Московского фонда мира. Это серьезная организация, и для нас большая честь оправдать ее доверие.  

Литфест "Библионочь-2016". Севастополь. Фото: Валерия Золотарева
Литфест "Библионочь-2016". Севастополь. Фото: Валерия Золотарева

– Не очень понятно, почему, несмотря на то, что мероприятие было проанонсировано в прессе, к тому же на площадке информационного агентства прогубернаторского медийного пула прошла пресс-конференция, на открытии проекта мы не увидели никого из городских властей? 

– Почему не увидели? Выходит, не интересно им это. От чиновников мы, по правде сказать, ничего уже не ждем. Да, все знали, что мы готовим фестиваль. Никаких писем, правда, мы на этот раз не писали. Хватит и того, что писали в прошлом году, да и в этом, когда готовились провести Всероссийский конкурс «Потемкинские чтения». Тогда мы обращались к чиновникам и депутатам с просьбой посодействовать. И что? Да ничего. Погоны мы вешать любим всем. Да, мы и не противимся – повесьте погоны. Но помогите хоть чем-нибудь. Ведь можно было автобусом помочь, например, трансфером – встретить хотя бы из аэропорта победителей и жюри,  сделать хотя бы одну экскурсию. Мы все сделали сами: билеты, отели, призовой фонд на победителей трех мест. Много всего было. Был, правда, один человек из Севастополя, бизнесмен, который помог тогда, хоть и не так значительно, как обещал, но и на том спасибо. От властей мы так ничего и не дождались.  

И это, знаете ли, не удивительно. Они сейчас другим заняты. У меня лично сложилось мнение, что они приняли решение, что лучше ничего не делать, а создавать видимость, перекладывая бумаги из одной стопки в другую. В то время как мы делаем все на голом энтузиазме, своими собственными руками, своими собственными средствами, предлагаем: «Люди, очнитесь! Вытаскиваем Крым, выпускаем его, как голубя мира! Вы чего сидите, думаете?!»  

И становимся свидетелями ожидания чего-то. А чего ждать то? О чем еще думать, как не о том, что надо делать. Каждый чиновник должен подумать сегодня о том, как вложить свои силы, свои знания, чтобы помочь Крыму и Севастополю встать на ноги, стать неким «островом мира». А получается, что наоборот: чиновник сидит в своем кабинете, в своем кресле и думает: «А вдруг я сегодня скажу это, сделаю то, а завтра меня снимут? Лучше посижу», – вот это для них важно. У них сегодня хорошие зарплаты. А ведь другое сегодня важно. Объявив 2015-й год Годом литературы, наш Президент ввел моду на Книгу. Вводятся диктанты, молодежь пытаются образовать, успеть исправить ошибки, из-за которых пострадала образованность общества. К любому чиновнику сегодня придешь, а у него на стене портрет Путина, а на столе 2-3 книги. Но этого же мало. Президент, объявляя Год литературы, Год кино и так далее – он ведь развивает, он дает возможность людям себя реализовать в любых проектах в любых проявлениях. И это очень правильно. Но мы же должны помогать ему – в унисон работать и жить.

Фото: Анна Петрова

Крым, наверное, быстрее и больше откликается. Были и есть туда предложения, и Крым сразу открывает глаза, а Севастополь спит. Я сначала думала, что это остаточное явление. В украинские времена ведь я наблюдала такую картину: люди отдыхают, потом готовятся к сезону отдыха, потом опять отдыхают, потом опять готовятся. На довольно длительный период времени Крым стал местом, у которого когда-то была интересная курортная история, а в условиях, когда ничего не строилось и ничего не поднималось, люди просто как могли, так и жили, выживали. Они тогда вообще потерялись. Но когда-то ведь они должны были проснуться. Вернувшись в Россию, народ стал просыпаться, двигаться. Но Севастополь так сложно переживает сегодня это становление.  

– Очень многое подчинено сегодня ситуации, в которой оказался город из-за затянувшегося конфликта ветвей власти. Он не явный для простого обывателя, занятого насущными проблемами, но ощутимый на уровне людей, делающих ставку на реализацию дальновидных планов, главная выгода которых – выгода города. Но и тем, и другим одинаково понятно, что с балансом отношений «общество – власть» что-то не так. А как это видите вы?  

– Однозначно не так. Вообще, общество и власть они как-то получились по разные стороны баррикад. А, казалось бы, общество должно в унисон петь с властью. Потому что власть – это руководящий орган, прислушивающийся к обществу, а общество живет, исполняя определенные предписания, которые действуют во благо ему же. Без этого нельзя. Без вождя нельзя. Но и двух вождей быть не может. Как не может быть в государстве два царя. Да, это, может быть, в современных реалиях политически неправильно. Но, как показывает время, ни к чему хорошему такая ситуация не приводит.  

Я, наблюдая ситуацию в Севастополе и изнутри, и из Москвы, мне так, знаете, становится обидно. Для меня, для моей семьи Крым и Севастополь – это заповедные места, места славы и святынь. Я была в Крыму в детстве и в юности, была в Ялте, в Анапе, в Алуште, мы приезжали сюда отдыхать. Севастополь был тогда закрытым городом, и здесь я была с экскурсией, фотографировалась у памятников, гуляла по набережной. Сегодня с Севастополем меня много связывает. Здесь на флоте три года служил мой муж. В «украинскую историю» я приезжала сюда очень часто, особенно после того, как сдружилась с Ариной Крыховецкой, которая сегодня возглавляет Крымский издательский дом. И у меня есть чуткое понимание разницы. Обидно, что не меняется все это время ничего, последние два года в городе власть принадлежит застою. И хочется прямо, чтобы окатило. Хочется волны, чистой воды.  

Два года назад волна поднялась. Был человек, который стал символом всего происходившего в Севастополе. Но потом вода стала мутнеть. Я себе представляла так: назначенный здесь губернатор станет руководящей и исполнительной властью, решающей, как и полагается человеку в прошлом военному, больше вопросы безопасности и дисциплины. В то время как Алексей Чалый, "революционный народный мэр", все это «разрулит», как премьер, просчитает экономику. Его, как бизнесмена, я видела и понимала, что человек, занимающийся таким бизнесом, – а я немножко разбираюсь в том, что такое роботизированные устройства, которыми он в бизнесе своем занимался, добившись огромных высот, это очень сложные вещи, – это человек уже богатый, и власть для приумножения богатства ему не нужна. Он другой. К тому же патриот. Патриотизм он ведь не крикливый, и своими делами на благо города человек это доказал. Я сама такой же человек и прекрасно его понимаю. Но когда началось один – одно, а другой – другое, началось оспаривание пальмы первенства, стало ясно, что добра не будет. У них ведь связка должна была быть. Они могли в кулаке таком быть и поднимать город! А это противостояние сбило город с курса. Безусловно,в этом замешана третья сила, серые кардиналы. Мы можем об этом догадываться. Понятно, что этот хаос интересен кому-то. И я также понимаю, что простым людям очень нелегко во всем этом разобраться. Но разобраться нужно, ведь городу, как воздух, сейчас нужно единение.

– Это непросто.  

Непросто, но надо понимать, что именно сейчас, на этом пике пересмотра, скажем так, отношений России с другими странами, именно сейчас и Крым, и Севастополь могут так подняться! И народ пойдет, поедет. Билетов из Москвы, вы знаете, уже нет на июнь. Места в санаториях, пансионаты – все уже забронированы. Люди готовы нести сюда деньги, они хотят побывать на земле, когда-то отнятой у их родины, чтобы отдохнуть в этих заповедных местах, душевно и культурно отдохнуть, понимаете? И к этому нужно быть готовыми. Крым, Севастополь – это ведь тот кладезь, та жемчужина России бесценная, которая только обрамления ждет. Ведь боремся мы за что? За завтрашний день, за будущее, за поколение, за развитие – развитие культуры, инфраструктуры, бизнеса, образования. У детей должно быть прекрасное образование, и сегодня открывается возможность его получить – развивать партнерство с регионами, участвовать в программах, конкурсах, тендерах. Просто нужно приложить усилия и знать, как это правильно делать. Каждый в своей сфере должен делать все для развития. Ведь любые замечательные идеи, идущие от верховной власти, могут быть загублены на местах, если просто сидеть. 

Фото: Анна Петрова

Наше издательство занимается подготовкой методических и образовательных материалов. В рамках проекта проводится Всероссийский литературный конкурс, вот был уже второй – это «Потемкинские чтения». И я вам хочу сказать, что люди у нас в России настолько талантливые, пишущие! От 10 лет и до 70-ти. И все эти просветительские, социальные, культурные проекты – великолепная возможность показать, насколько талантливы у нас те, кто уже прожил жизнь, и те, кто жить только начинает. Но очень важно, конечно, обеспечить уровень образования, который должен быть достойным не только в частных школах, но и в государственных. 

Мой ребенок учится в Ломоносовской школе, которая является первой по значимости частной школой Москвы с очень глубокими образовательными программами и хорошо известна достижениями своих учеников во всей Росси. Так вот те наработки, которые у них есть, я и мои единомышленники изучили, и поняли, что это нужно обязательно сделать достоянием всей страны. Этим мы сейчас занимаемся, охватывая регионы. Потому что то, что мы сегодня предложили, явилось эксклюзивным пособием по русскому языку, которое признали филологи, русоведы, институты повышения квалификации. Мы попали в точку и сейчас делаем линейку и ведем образовательные программы.  

Одна часть нашей работы – это бизнес, другая – меценатство, есть и еще одна – голый энтузиазм. Просто для кого-то деньги – это острова, машины и вертолеты. Для меня – это кирпичи, чтобы строить общество, образовывать молодежь и детей. Чтобы с помощью этих вложений можно было увидеть результат развития страны, в которой доведется жить, и которую доведется строить дальше уже моим детям и внукам. Я, например, хочу, чтобы мои дети и внуки, поколение наших с вами завтрашних детей строило наше общество, будучи способным его строить, то есть, имея знания для этого и любовь к своему отечеству. И меня удивляет, почему чиновники в Севастополе думают как-то иначе. Надеюсь, не все. Мы уйдем, но мы должны оставить за собой след. Значимый след.  

– Спасибо. 

– Спасибо и вам, и до встречи на нашем грядущем конкурсе.