Элегантный темно-синий костюм, белоснежная рубашка, любимая бабочка. Образ высокого худощавого юноши с застенчивой улыбкой, теплыми карими глазами и длинными, нервными пальцами, колдующими над струнами, западает в душу многим сразу и надолго. Временами приглушенный голубоватый свет в зале усиливает впечатление: он еще слаб и заметно бледен. Но это снаружи, а внутри – полон сил и по-настоящему счастлив. 

«Мысли о творчестве были всегда. Желание взять скрипку, играть не покидало даже на блоках химиотерапии. Страха как такового не было. Даже тогда, когда после очередного курса я потерял чувствительность в пальцах рук. Оставалась вера. Я верил, что все это временно, что все восстановится, надо только подождать и потерпеть. Верю ли я в Бога? Верил и верю. Когда лежал в клинике, приходил батюшка, причащал, мы с ним много разговаривали. Теперь это все позади, и сейчас я думаю только о том, как хочется поскорее вернуться к полноценной учебе и концертной деятельности. Начать выступать. Мечтаю приехать в родной Севастополь и сыграть с оркестром Владимира Николаевича Кима, полностью восстановиться и снова выйти на большую сцену».

В воздухе пахнет фруктами, шампанским и надеждой. Его заждались Севастополь и Москва, ну а пока встречает Лондон. Здесь, в зале столичного британского отеля «Савой», куда Вильяма Хайло пригласили сыграть на благотворительном концерте, сцена не очень большая, но очень знаковая. По сути, это первое серьезное выступление юного и талантливого российского скрипача перед почтенной многонациональной публикой с момента, как он узнал о неутешительном диагнозе, пережил кризис, лечение, операцию и, наконец, реабилитацию. Кроме того здесь он свой не только для мамы, которая уже больше полугода не отходит от него, и даже сейчас то и дело поглядывает украдкой, едва сдерживая слезы. Тут он свой для всех. 

Вильям Хайло на благотворительном вечере фонда "Подари жизнь". Лондон. Январь 2018.

Это уже седьмой благотворительный вечер "Gift of Life" в Лондоне. Ежегодно он проводится в поддержку подопечных российского фонда «Подари жизнь», помогающего детям с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. И открыл его в этот раз Вильям. В его исполнении прозвучало произведение Фрица Крейслера «Муки любви».

Среди гостей и участников, впечатленных игрой юного музыканта, были известные люди искусства, общественные деятели и бизнесмены – дирижер и скрипач, народный аритист России Владимир Спиваков, патрон фонда княжна Екатерина Голицына, художник с мировым именем Эрик Булатов, британский актер и режиссер Рэйф Файнс, певица Кетеван Мелуа, артисты балета Наталья Осипова и Сергей Полунин, оперная певица Хибла Герзмава и многие другие.

Райф Файнс и Чулпан Хаматова на благотворительном вечере "Подари жизнь" в Лондоне. Январь 2018. 

Провели мероприятие актер Игорь Верник и актриса Чулпан Хаматова – соучредитель фонда «Подари жизнь» в России. На этот раз благотворительный вечер с его традиционными концертом и аукционом помог организаторам собрать более 400 000 английских фунтов стерлингов (свыше 30 млн. рублей), которые будут направлены на лечение подопечных фонда, нуждающихся в дорогостоящих медикаментах и сложных операциях. Одну из таких не так давно перенес и Вильям.  

Вильям Хайло на благотворительном вечере фонда "Подари жизнь" в Лондоне. Январь 2018.

В тот теплый майский день ему стало плохо прямо во время занятий. Кровь шла носом, шла долго и была уже почти прозрачной. Позже он признается матери, что случилось это не в первый раз, но так было впервые. Карета «скорой помощи» прибыла прямо на территорию Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, куда Виля уехал поступать в 2015-м году из Севастополя, и где обучался и жил уже второй год. За два невыносимых, сумасшедших для всех близких и родных мальчика дня ему довелось сменить две московских клиники после чего при содействии фонда он был напрален в Национальный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Первую неделю здесь он помнит смутно. Она прошла в реанимации. 

Фото из семейного архива

Врачи не давали никаких прогнозов, но искренне радовались, что сразу после перевода в лечебное отделение Вильям взял в руки скрипку. По мнению медиков, это существенно помогало ему психологически легче перенести все тяготы больничной жизни, влючая и неудобства, и боль, и переживания, и тоску. Поскольку нагрузки, обычно сопутствующие музыкальным занятиям, противопоказаны не были, заниматься он стал долго и часто – насколько позволяло состояние.

Очень скоро репетиции лауреата Общероссийского конкурса "Молодые дарования России", многократного участника и победителя разного формата музыкальных соревнований и фестивалей, воспитанника профессора Московской консерватории Сергея Кравченко превратились в концерты для всей больницы. Слушать его приходили и врачи, и пациенты. А некоторые маленькие товарищи по несчастью даже успели взять несколько щедро подаренных Вильямом уроков игры на рояле, с которым музыкант по возможности тоже старался надолго не расставаться.

Музыка помогала бороться за жизнь. Это хорошо чувствовал и понимал сам Вильям. Может быть, именно поэтому ничто не смогло стать помехой для занятий – даже катетер, долгое время воткнутый ему сперва в руку, а позже в ключицу. Лечение шло, но вскоре стало ясно, что единственным шансом спастись, как и большинству пациентов с диагнозом «острый лейкоз» может стать трансплантация костного мозга от подходящего здорового донора. Ему предстояло пройти несколько курсов химиотерапии, после чего оставалось только ждать. Операция была назначена на 24 августа. Именно этот день ставшая донором мама Вильяма – молодая женщина с жизнеутверждающим именем Надежда теперь называет вторым днем рождения сына.  

Вильям Хайло с актрисой Чулпан Хаматовой и мамой Надеждой.
Фото: Алина Агаркова. Лондон. 2018
«В прошлом году летом, 24 июня, Виле исполнилось 15 лет. Волонтеры из фонда тогда пришли в больницу целой большой командой, пели ему поздравительные песни под гитару, а потом подарили беспроводные наушники и еще 15 воздушных шаров. Было очень здорово. Но мы все понимали, что впереди самое тяжелое. И вот теперь к семейным праздникам добавился еще один день – день трансплантации. День, когда моему ребенку второй раз была подарена жизнь». 
Одно из окон съемной московской квартиры, в которой благодаря содействию международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, помогающего одаренным детям, удалось поселиться Надежде с сыном до окончания сроков наблюдения врачей за бывшим пациентом, выходит на Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. "Сам Бог велел бывать здесь чаще", – говорит женщина. В этом году на праздничное богослужение в день Богоявления (Крещения Господня) 19 января они непременно пойдут сюда вместе. Поблагодарить за себя и попросить за других. 
Вильям улыбается. Он точно знает: испытание, которое довелось пережить, Бог ему дал, чтобы сделать сильнее. Значит, зачем-то и кому-то это нужно. И, прежде всего, нужно ему самому. Он и раньше знал, что для него по-настоящему важно. Но теперь это знание обрело объем и форму, стало яснее и отчетливее. Ничего из того, что можно и нужно сделать сегодня, больше никогда, никогда не будет отложено на потом. Все сегодня. Все сейчас.  
Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. г. Москва. Фото:pravoslavie.ru
С полной отдачей, на какую только способен, Виля работает над большой программой, где есть место и техническим пьесам с этюдами и каприсами, и крупным серьезным произведениям. Оживают под чуткими руками старинные сонаты Моцарта и Бетховена, которые будут сыграны в ансамбле. Через несколько дней его появления ждет Московский государственный академический музыкальный театр им. Н. И. Сац. А в недалеком будущем он намерен исполнить трехчастный концерт Баха ми мажор. С Божьей помощью все получится. Обязательно должно получиться, ведь так много еще нужно успеть, всего не перечесть.
Еще будучи в клинике, в так называемом пансионате кратковременного долечивания, куда попал после операции, Вильям изо всех сил старался вернуться к плановому учебному процессу. Не отставать от общеобразовательной программы помогали педагоги структурного подразделения одной из школ Москвы, работающего при больнице. Сейчас он поддерживает с ними связь по скайпу, а вот на музыкальные занятия, наконец, может ходить в родную ЦМШ при консерватории. Выписку отпраздновали еще в ноябре, но состояние мальчика по-прежнему под чутким контролем врачей. Каждую неделю он вынужден сдавать анализы в поликлинике, а раз в месяц – проходить полное обследование в самом центре.
Но какие это все мелочи по сравнению с тем, что получено взамен.